Чем можно заменить фреон 22

В настоящее время хладагент R22 является одним из основных хладагентов, используемым в холодильных системах.

Чем можно заменить фреон 22

Замена хладагента R22 на альтернативный

В настоящее время хладагент R22 является одним из основных хладагентов, используемым в холодильных системах. Однако данный хладагент, из-за его влияния на озоновый слой Земли не может быть использован в долгосрочной перспективе в соответствии с государственным регулированием оборота озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, так как потенциал озонобезопасности равен 0.05 (ODP=0,05). Члены Таможенного союза (Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан) проводят мероприятия, направленные на поэтапный отказ от производства оборудования и изделий, в которых используются озоноразрушающие вещества, и переход к 2015 г. на производство озонобезопасного оборудования и изделий. Министерства согласовывают и утверждают в установленном порядке Национальные планы действий по этапному прекращению производства и потребления гидрохлорфторуглеродов в 2012-2015 гг. и переход на озонобезопасные хладагенты с потенциалом разрушения озонового слоя равным нулю (ODP=0) [3,4].
На сегодняшний день разработан и всесторонне испытан ряд хлор-несодержащих хладагентовс ODP=0 альтернатив.
В данной статье представлен структурный обзор, а также анализ основных преимуществ, однокомпонентных и смесевых хладагентов с ODP равным нулю, которые являются альтернативами R22 в регионах с высокой температурой окружающей среды.
Также берется во внимание потенциал воздействия на глобальное потепление (GWP).

Кроме того, учтен стандарт 34-1997 ASHRAE «Классификация по группам безопасности», в котором введены две категории хладагентов по токсичности – А и B, и три группы пожарной безопасности в каждой из этих категорий. Первую группу в каждой категории составляют негорючие хладагенты А, вторую – с «умеренной» воспламеняемостьюА2, третью – высокогорючиеА3. Токсичным хладагентом уже считают индекс B1.

На основе проведенного обзора, сделано заключение, что в настоящее время наиболее приемлемыми в качестве альтернативных для R22 являются хладагенты: R404А, R407, R507 и R134а.
В результате проведенного термодинамического расчета [2] эффективности различных хладагентов с учетом условий эксплуатации (температура кипения tо=+10 ℃, расчетная температура конденсации tр.к=+65 ℃) были сделаны следующие заключения:
1. Все рассматриваемые холодильные агенты (R404А, R407В, R507 и R134а), за исключением R134а имеют давление конденсации выше, чем у существующего хладона R22 на 19%.
2. Рекомендуется применять хладон R134а, у которого на заданный температурный режим давления конденсации на 30% ниже, чем у хладона R22 (при заданных условиях эксплуатации).
3. При работе на хладоне R134а повышение потребляемой мощности по сравнению с R22 на 28% связано с увеличением объемной производительности компрессора. Однако удельная энергия, затрачиваемая на сжатие пара, на 9% меньше, и холодильный коэффициент на 1% больше.

Максимальные температуры конденсации для разных типов компрессоров, при применении различных холодильных агентов сведены в таблице 1 [1].

Максимальные температуры конденсации для компрессоров с разными хладагентами

№ п/п Наименование компрессора Тип хладагента Максимальная температура конденсации tкmax
1 Поршневой R22 62

R407C 62
R404A 55
R507A 55
R717 55
R134a 80

2 Спиральный R22 65

R407C 65
R404A 55
R507A 55
R134a 70

3 Винтовой сальниковый R404A 55

R507A 55
R134a 70

4 Винтовой полугерметичный R404A 55

R507A 55
R22 60
R134a 65

С учетом условия, что холодильные машины работают при расчетной температуре конденсации tк.р=650С обеспечивается стабильная и гарантированная работа компрессора, заправленного только хладоном R134a.
Вывод.
В результате обзорного и расчетно-теоретического анализа альтернативных для R22 хладагентов в регионах с высокой температурой окружающей среды наиболее оптимальным в настоящее время является хладон R134а с категорией пожароопасности А1; ODP=0; GWP=1300; tкр.=101.1.
В долгосрочной перспективе (10 лет и более, из известных на сегодняшний день хладагентов) является хладагент R1234yf с категорией пожароопасности А2; ODP=0; GWP=4; tкр.=95.65.

Цой А.П., к.т.н., академик (АТУ г. Алматы); Бараненко А. В., д.т.н., академик; Эглит А. Я., д.т.н., академик (СПбГУНиПТ, г. Санкт-Петербург), Филатов А.С., (АТУ г. Алматы).

Фреон R22, R-407 или R-410A. В чем разница между хладагентами? Что выбрать?

Очень часто в Прайс-листах климатических фирм к указанным моделям кондиционеров добавляются комментарии в виде: «фреон R22», «R-407» или «R-410A». Что это означает и насколько существенно для заказчика, кондиционер с каким фреоном приобретать, мы и опишем в данной статье.
Комментарий автора. Во избежание нападок от других специалистов, следует оговориться, что статью подготовил специалист по бытовым системам кондиционирования, а не специалист по фреонам. И статья направлена не на доскональное описание свойств разных фреонов, а на то, чтобы дать клиенту понимание того, стоит ли переплачивать за кондиционеры с новейшими марками фреонов.

Первый, признанный историками техники комнатный кондиционер, выпущенный в 1929 году компанией General Electric, работал на аммиаке. Это вещество небезопасно для человека, что в значительной мере сдерживало развитие холодильной техники.

Проблема была разрешена в 1931 году, когда был синтезирован безвредный для человеческого организма хладагент — фреон. Впоследствии было синтезировано более четырех десятков различных фреонов, отличающихся друг от друга по свойствам и химическому составу. Наиболее дешевыми и эффективными оказались R-11, R-12, которые долгое время всех устраивали. Правда, в последние 15 лет они попали в немилость из-за своих озоноразрушающих свойств. Вообще, бурная эволюция хладагентов в последние 15 лет связана в основном с проблемами экологии. Используемые в кондиционерах и холодильниках фреоны были названы главными виновниками печально известных озоновых дыр (что весьма сомнительно). Так это на самом деле или нет, но 1987 году был принят Монреальский протокол, ограничивающий использование озоноразрушающих веществ. В частности, согласно этому документу, производители будут вынуждены отказаться от использования фреона R-22, на котором сегодня работает 90% всех кондиционеров. В большинстве европейских стран продажа кондиционеров на этом фреоне должна была прекратиться уже в 2002–2004 годах. И многие новые модели уже поставляются в Европу только на озонобезопасных хладагентах — R-407C и R-410A.

В отличие от традиционных хладагентов, R-407C и R-410A являются смесями различных фреонов, а потому менее удобны в эксплуатации. Так в состав R-407C, созданного в качестве альтернативы R-22, входят три фреона: R-32 (23%), R-125 (25%) и R-134a (52%). Каждый из них отвечает за обеспечение определенных свойств: первый способствует увеличению производительности, второй исключает возгорание, третий определяет рабочее давление в контуре хладагента.

При любых утечках этого хладагента его фракции улетучиваются неравномерно, и оптимальный состав меняется. Таким образом, при разгерметизации холодильного контура кондиционер нельзя просто дозаправить. Остатки хладагента необходимо слить и заменить новым. Именно это и стало основным препятствием для распространения R-407C. Проблема в том, что сбор старого фреона — весьма трудоемкая операция, которая требует наличия дорогостоящего и громоздкого оборудования, а также высокой квалификации персонала.

К тому же его «экологичность» на практике может привести к дополнительной нагрузке на окружающую среду. Эвакуированный из кондиционеров фреон необходимо утилизировать, а в России или странах Азии с этим никто не станет связываться. Его просто стравят в ближайшей подворотне. И хотя для озонового слоя R-407C не опасен, он является одним из наиболее сильных «парниковых газов».

Хладагент марки R-410A, состоящий из R-32 (50%) и R-125 (50%) является условно изотропным. То есть при утечке смесь практически не меняет своего состава, а потому кондиционер может быть просто дозаправлен. Однако и R-410A не лишен некоторых недостатков. Дело в том, что детали компрессора кондиционера смазываются специальным маслом, растворенным во фреоне. Для каждого фреона необходимо применять строго ту марку масла, которая совместима с данным хладагентом. В случае неправильной заправки маслом вероятность погубить компрессор (сердце кондиционера) возрастает почти до 100%. В отличие от R-22, который хорошо растворим в обыкновенном минеральном масле, новые хладагенты предполагают использование синтетического полиэфирного масла. Что это означает на практике?

Полиэфирное масло обладает одним очень существенным недостатком — оно быстро поглощает влагу, теряя при этом свои свойства. Причем при хранении, транспортировке и заправке необходимо исключить не только попадание капельной влаги, но и контакт с влажным воздухом, из которого масло активно впитывает воду. К тому же оно не растворяет любые нефтепродукты и органические соединения, которые становятся потенциальными загрязняющими веществами.

Кроме того, само климатическое оборудование на R-410A при той же производительности получается существенно дороже. Причина в более высоком рабочем давлении. Так при температуре конденсации +43 °С, у R-22 оно составляет около 16 атм., а у R-410A — порядка 26 атм. По этой причине все узлы и детали холодильного контура кондиционера на R-410A, включая компрессор, должны быть более прочными. Это существенно увеличивает расход меди и делает всю систему более дорогой.

И, наконец, сами озонобезопасные хладагенты стоят в несколько раз дороже традиционных. Так за килограмм R-410A придется выложить в 7 раз больше, чем за килограмм привычного R-22. Немногим дешевле R407C, на который активно переводится полупромышленная гамма оборудования. Здесь будет 6-кратная разница, а с учетом того, что при любой утечке его надо сливать, реальные расходы на фреон вырастут на порядок. Следует учесть и тот факт, что с ростом рабочего давления количество утечек неизбежно увеличится, поскольку прочность паяных, а главное вальцованных соединений остается прежней.

Читайте также  Почему стучит холодильник Бош

Таким образом, Вы вольны сами выбирать, какое оборудование приобрести. Важно четко понимать следующее:

* Кондиционеры на новом фреоне ничуть не лучше оборудования на R22.

* Сегодня подобная забота об окружающей среде может только навредить.

* Новые фреоны обладают чрезвычайно высокой текучестью и, следовательно, вероятность утечки и остановки кондиционера возрастает даже при грамотном и аккуратном монтаже.

* Системы с новым фреоном почти всегда дороже аналогов на R22.

* И самое главное: если Вы решили приобрести кондиционер на R-410A по очень низкой цене, то есть ниже среднерыночной, будьте готовы к тому, что при поломке кондиционера к Вам никто не приедет исправить положение. Суды не помогают отловить однодневных «профессионалов». Поэтому новинки кондиционерного рынка следует приобретать исключительно у серьезных компаний.

И последнее: на сегодняшний день так и нет достоверных доказательств того, что именно фреон R22, применяемый в большинстве современных холодильных установок, так опасен для озонового слоя. Есть расхожее мнение о том, что причина дискриминации R22 — чисто экономический интерес производителей.

Фреон R-22 – чем можно заменить?

Исключение из обращения популярного хладагента и решения по выбору аналога

Минприроды Российской Федерации неоднократно напоминало о приближении момента снятия с производства фреона R-22 группы гидрохлорфторуглеродов (ГФХУ, HCFC).

Постепенное исключение из обращения в России хладонов гидрохлорфторуглеродной (ГХФУ) группы, самым известным и распространённым представителем которой является дифторхлорметан – фреон R-22 (хладон R-22), происходит по Монреальскому протоколу. С января 2010 года ввоз этого хладагента в РФ был закрыт. При этом к самому протоколу за минувшие годы был принят ряд поправок – в том числе Лондонская, Копенгагенская, Монреальская, Пекинская и, на данный момент самая свежая, Кигалийская поправка. С каждым разом требования все более ужесточались и конкретизировались.

Использование R-22 до сих пор полностью не запрещено – однако лимитированы объемы его потребления. Производство же хладагента R-22 на территории Российской Федерации ежегодно снижается, а его цена на этом фоне неуклонно растет.

За базовый уровень потребления для расчётов был принят уровень потребления R-22 на январь 2004 года. На данный момент потребление (производство, регенерация и т. д.) ниже него более чем на 90%. С января 2020 года эти параметры должны быть снижены на 99,5%, а с января 2030 года — потребление ГХФУ вообще и фреона R-22 в частности планируется прекратить.

Из вышесказанного следует, что:

  • Фреон R-22 не исчезнет с рынка мгновенно, но уже сейчас его доля в объёме потребления стала меньше в десятки раз, а с января 2020 года разрешённое потребление R-22 начнёт стремится к нулю.
  • Цена на фреон R-22 за последнее время выросла более чем в 10 раз.
  • Таким образом, можно прогнозировать, что количество Фреона R-22 на рынке будет стремительно уменьшаться, а цена его будет так же стремительно расти.

Возможные варианты решения проблемы

Решение этой проблемы сводится, к двум моментам:

  • Продолжать использовать фреон R-22, покупая его по все более растущим ценам и надеясь, что в ближайшие десять лет его ещё можно будет достать.
  • Рассмотреть вопрос о переводе (мероприятия ретрофита) своего холодильного оборудования с минимальными затратами на альтернативные многокомпонентные (смесевые) хладоны гидрофторуглеродной (ГФУ) группы, созданные для замены фреона R-22.

Оба пути неоднозначны и требуют учета как экономической, так и инженерно-технической составляющей.

Очевидно, что на текущий момент лучший аналог фреона R-22 – это сам R-22. Однако в ситуации отсутствия выбора специалисты по холодильной технике и поставщики хладагентов предлагают различные способы решения данного вопроса, приводя собственную аргументацию.

Одни компании, специализировавшиеся на поставках R-22 и стремящиеся быстрее реализовать его запас, вводят окружающих в заблуждение, утверждая, что ГФУ-заменители R-22 имеют плохие эксплуатационные и термодинамические характеристики, являются «временными» хладагентами. Есть даже версия, что они вредны и очень опасны. При этом недвусмысленно дается понять, что информация о скором полном выводе R-22 с рынка не соответствует действительности.

Другие компании предлагают собственные ГФУ-заменители, которые, по их мнению, энергоэффективны, безвредны, применимы в холодильных установках любого типа и с любыми компрессорами. Утверждается, что агент можно «доливать» и заправлять в холодильный контур, не задумываясь о холодопроизводительности установки и о работе систем автоматического регулирования и защиты, а также линейных компонентов. При этом зачастую в открытом доступе нет даже основных характеристик и процентного состава компонентов упомянутых веществ, что заставляет сильно сомневаться в их соответствии описанию.

Подобный технический оптимизм имеет, вероятно, чисто маркетинговую составляющую, обусловленную желанием продать имеющийся в наличии продукт. Некоторые поставщики искренне верят в то, что заявляют – у них может отсутствовать полная информация о предлагаемом ими же хладагенте или просто не хватает специальных знаний в данной области. Так или иначе, хозяину холодильной установки стоит быть более осмотрительным.

Решения нашей компании

Компания ООО «РусПромХолод» успешно работает в области «Холода» более 20 лет, причем это единственная наша специализация. Мы не только зарекомендовали себя как проверенные поставщики хладагентов, холодильного оборудования и его компонентов, масел и инструмента. Наши специалисты создают холодильное оборудование для различных отраслей под уникальные задачи заказчиков – от установок оборотного охлаждения для ГК «Росатом» и тепловых насосов для крупных рыбоводческих предприятий до холодильных терминалов и бескомпрессорных промышленных автоматических охладителей.

Перечень поставляемых компанией «РусПромХолод» хладагентов достаточно обширен. Одновременно мы предлагаем и ГФУ-заменители, и фреон R-22, являясь дистрибьютором АО «ГалоПолимер». Мы гарантированно предложим каждому заказчику объективное и оптимальное с экономической и инженерно-технической сторон решение, учитывая вопросы безопасности и экологичности.

Мы располагаем полными подтверждёнными данными о химическом составе и физическим свойствам ГФУ-заменителей R-22 в нашем ассортименте. Готовы предоставить сведения по термодинамическим характеристикам данных хладонов, информацию по безопасности, экологичности, условиях транспортировки и хранения.

Предлагаемые ООО «РусПромХолод» многокомпонентные хладоны-заменители R-22 утверждены стандартами ASHRAE и EPA.

В продолжении данной публикации мы подробно рассмотрим особенности различных ГФУ-хладонов – заменителей R-22, их характеристики, состав и свойства, особенности и ограничения эксплуатации, варианты простой замены хладонов, а также модернизации и ретрофита. Выясним, при каких технических условиях и конфигурации холодильной установки можно, а при каких нельзя просто заменить R-22 на ГФУ. (Кстати, в ряде случаев использовать подавляющее большинство многокомпонентных заменителей R-22 вообще нельзя). Вторая часть статьи будет опубликована в ближайшее время.

Аналоги и замены R22 фреона, их состав и свойства

Обновлено: 4 марта 2021.

Какие существуют аналоги фреона R22? Насколько отличаются их характеристики? Чем заменить r22 фреон чтобы не переделывать систему? В этой публикации мы приведем лучшие аналоги хладагента R-22. Расскажем об их особенностях и применении, приведем сравнение свойств фреонов.

Запрет R-22

В 1987 году в Монреале был подписан протокол, призванный защитить озоновый слой Земли от разрушения. Он предусматривает снижение производства и использования разрушающих озон веществ и технологий. К ним относится и хладагент-22 (R22, Дифторхлорметан).

Программа действия Монреальского протокола в развивающихся странах:

  • 1987 г. – Принят Монреальский протокол;
  • 2015 г. – Сокращение поставок R22 на 10%;
  • 2020 г. – Снижение поставок R22 на 35%;
  • 2025 г. – Снижение поставок R22 на 37,5%;
  • 2030 г. – Полный запрет R22.

Первыми отреагировали производители климатической техники. Начался выпуск кондиционеров и холодильного оборудования на безопасных для озона хладагентах: r404a, r407c, r410a и т.д. За ними последовали производители фреонов.

Замена фреона R22 – не всегда аналог?

Производители хладагентов пошли двумя путями. Одни разрабатывают новые фреоны, под которые нужно создавать новое оборудование или модернизировать старое. Эти газы нельзя назвать полными заменителями R22. Скорее, они пришли к нему на смену. Вторые разрабатывают замены устаревшим хладагентам.

Существуют полноценные аналоги фреону R22. У них нулевой потенциал разрушения озонового слоя (Ozone depletion potential). Они являются азеотропными смесями с количеством компонентов от 2 до 6. По своим характеристикам они максимально приближены к ГХФУ-22. Вот наиболее эффективные и удобные замены для R-22:

  • R417a – 46,6% R125, 50% R134a, 3,4% R600;
  • R417b – 79% R125, 18,3% R134a, 2,7% R600;
  • R421a – 58% R125, 42% R134a;
  • R422b – 55% R125, 42% R134a, 3% R600a;
  • R422d – 65,1% R125, 31.5% R134a, 3.4% R600a;
  • R424a – 50,5% R125, 47% R134a, 1% R600, 0,9% R600a, 0,6% R601a.
  • R427a – 15% R32, 25% R125, 50% R134a, 10% R143a;
  • R434a – 63,2% R125, 16% R 134a, 18% R143a, 2,8% R600a;
  • R438a – 8.5% R32, 45% R125, 44.2% R134a, 1.7% R600a, 0.6% R601a;
  • R453a – 20% R32, 20% R125, 53,8% R134a, 5% R227ea, 0,6% R600, 0,6%R601a.
Читайте также  Почему в холодильнике внизу собирается вода

Сравнение характеристик аналогов фреона R22.

Все указанные хладагенты совместимы с минеральными (MO), алкилбензольными (AB) и синтетическими полиолэфирными маслами (POE). Они не предназначены для работы с полиалкигликольными (PAG). Лучшие холодопроизводительность и COP они показывают при работе с полиолэфирным маслом.

R-417a и R-417b

Хладагенты R417a и R417b используют для замены HCFC-22 в кондиционерах и среднетемпературных холодильных системах. У них более низкая температура нагнетания, что увеличивает срок службы компрессора.

По холодопроизводительности фреоны r417a и r417b аналогичны r22. Но после замены в некоторых системах может снизиться производительность. Хладоны совместимы со всеми типами масел (минеральными, алкилбензольными, синтетическими).

R-421a

Преимущество этой замены R22 фреона в том, что хладагент двухкомпонентный. При добавлении специальной присадки обеспечивает хороший возврат масла. При замене R-22 на R-421a замена масла требуется только если длина линии больше 6 метров. Совместим со всеми типами холодильных масел.

Специалисты компании Refrigerant Guys протестировали R421a в качестве альтернативы R22. Они не выявили изменений в работе компрессора. По их субъективному мнению, R421a – лучшая альтернатива запрещенному R22.

R-422b и R-422d

Смеси ГФУ R-422b и R-422d используются для полной замены фреона R-22. Не могут быть использованы для дозаправки. Благодаря низкому содержанию углерода обеспечивают хороший возврат минерального и алкилбензольного масла

Хладагенты R-422b и R-422d используются в:

  1. Системах кондиционирования;
  2. Низко- и среднетемпературных холодильных установках прямого расширения;
  3. Коммерческих системах кондиционирования;
  4. Стационарных кондиционерах прямого расширения;
  5. Чиллерах прямого расширения.

R-424a

Хладагент R-424a является полноценным заменителем фреона R22. По классификации ASHRAE имеет класс A1 (работает при температуре +15…+32 °С и относительной влажности 20…80%). Совместим с минеральными (MO), алкилбензольными (AB) и полиолэфирными маслами (POE). В основном используется для замены R-22 в кондиционерах.

Компания Refrigerant Solutions Ltd провела испытания r-424a. Они показали, что его температура и давление нагнетания ниже чем у r-22. Он обеспечивает хороший возврат масла любого типа. COP хладагента выше, чем у r-22.

R-427a

Хладагент R427a, по заявлению компании Arkema – лучшая альтернатива устаревшему R22. У них сходные характеристики и рабочее давление. Он был разработан для ретрофита с минимальной модернизацией (замена фильтра-осушителя).

Фреон R-427a совместим со всеми типами компрессорных масел. При использовании с синтетическим, допустима примесь до 15% минерального или алкилбензольного. Соответственно, не нужно прочищать систему азотом. R427a используют в:

  • Кондиционерах;
  • Тепловых насосах;
  • Низко-, средне-, высокотемпературных холодильных установках.

R-434a

Фреон R434a – отличный вариант для производителей климатического оборудования. Также его используют как заменитель хладона R-22 в кондиционерах и холодильном оборудовании. Отлично зарекомендовал себя в широком спектре температур. Имеет класс безопасности A1 (негорючий, низкая токсичность).

По характеристикам R434a соответствует хладагенту R22. У него аналогичный COP, степень сжатия и давление нагнетания. Низкая температура нагнетания снижает риск деградации масла. Его минус – хладагент нельзя использовать в технике с капиллярной трубкой.

R-438a

Хладагент R438a был разработан компанией DuPont как альтернатива R22 фреону. На данный момент у него есть лучшие аналоги. Производители заявляют, что его можно дозаправлять в небольших количествах. При ретрофите с 22-го на 427-ой фреон нужна только замена уплотнителей.

R438a используют для замены R22 в:

  • Чиллерах прямого расширения;
  • Бытовых кондиционерах;
  • Коммерческих кондиционерах;
  • Средне- и низкотемпературных холодильных системах.

R-453a

На момент написания статьи хладагент R453a – лучшая замена хладону R22. У него самый низкий потенциал глобального потепления (GWP = 1765) и наибольший COP (4,27). Хладагент хорошо зарекомендовал себя при рабочих температурах фреона R22. По холодопроизводительности уступает ему на 2,9%.

R453a совместим со всеми типами компрессорных масел: минеральными, алкилбензольными, полиолефинами. Хладагент не горючий и низкотоксичный, имеет класс безопасности A1 по ASHRAE. Используется в системах кондиционирования, чиллерах, низко- и среднетемпературных холодильных установках.

В этой статье мы рассмотрели все современные аналоги и замены фреона R22. Надеемся, она была вам полезна. Свое мнение и вопросы вы можете оставить в комментариях. Не забудьте поделиться публикацией про замены хладагента R-22 с друзьями и коллегами!

Хотите получить помощь мастера, специалиста в этой сфере? Переходите на портал поиска мастеров Профи. Это полностью бесплатный сервис, на котором вы найдете профессионала, который решит вашу проблему. Вы не платите за размещение объявления, просмотры, выбор подрядчика.

Если вы сами мастер своего дела, то зарегистрируйтесь на Профи и получайте поток клиентов. Ваша прибыль в одном клике!

(1 оценок, среднее: 3,00 из 5)

Хладон R22 — его заменители и текущая ситуация на рынке

Предлагаем вашему вниманию статью, размещённую на ресурсе holodinfo.ru, посвящённую проблеме хладона-22

Возможно, уважаемый читатель помнит, что хладон-22 был освоен к выпуску советской промышленностью в 1951 г для применения в качестве сырьевого компонента фторсинтеза и незаменимого хладагента. Хорошие характеристики энергоэффективности и холодопроизводительности позволяли применять его для получения низкотемпературного холода в промышленности и быту. Отечественная промышленность настолько хорошо освоила этот продукт, что в моменте суммарные мощности по синтезу достигали едва ли не 50 000 тонн/год. Дешевый, относительно безвредный и очень доступный — его себестоимость в мире колебалась в пределах $1, а продавался он, как правило, не дороже $2 за 1 кг.

Но как это бывает — именно эти характеристики его и погубили. Как говорится в среде холодильщиков — «на всякое хорошее дело найдется свой Монреальский протокол», да еще с семью поправками. Именно в силу этих поправок для нашей страны предусмотрено резкое снижение производства, а стало быть и ограничение потребления хладона-22.

Не утомляя ваше внимание скучными нормативными актами и цифрами, попробую объяснить суть происходящего, что называется, на пальцах.

В недалеком 2008 г российские заводы произвели более 7500 тонн хладона-22, а трейдеры и прямые потребители в этот год ввезли около 6000 тонн хладона-22, что в сумме дает около 13500 тонн.

Так вот, в силу Пекинской поправки Монреальского протокола с предстоящего 2020 г нашей стране отведено к производству около 350 тонн хладона-22. Согласитесь, есть разница. Еще совсем недавно, в 2016 г, Россия потребляла чуть более 4000 тонн хладона-22. Но это еще не все.

До полного запрета выпуска хладона-22 нашей стране осталось всего 10 лет. В 2029 г флагман отечественного фторсинтеза — «ГалоПолимер» выпустит последний килограмм товарного хладона.

А теперь давайте посмотрим как менялась отпускная цена хладона-22 с площадок заводов.

В 1998 г до дефолта — это каких-то 12-14 руб/кг, в 2000-2009 гг уже 40-60 руб/кг, в 2010 г закрыли границу для ввоза хладона-22 и цена начала расти.

Однако еще 2018 г начинался с цены 200 руб/кг при том, что за прошлый год внутренний рынок потребил около 1600 тонн на холодильную промышленность. А что мы наблюдаем в настоящее время? 550-600 рублей — и это только начало? По сути да.

Огромные прибыли западных корпораций обернулись для нашей холодильной промышленности и производителей хладонов равнозначными потерями. Вопрос выживания для завода — получить за 300-400 тонн продаваемого хладона-22 столько же денег, сколько в былые времена приносили 4-5 тысяч тонн в год.

Ситуацию ярко моделирует запрет оборота хладона-12. На момент закрытия производства в 2000 г цена хладона составляла не более 40 руб/кг. Через 10 лет отпускная цена заводского хладона-12 с остатка составляла 1500 руб/кг (рост в 30 раз!).

Не будем винить производителя в жадности. Каждый выживает своим путем. Только не следует забывать, что в силу федерального законодательства (Постановление Правительства № 228 от 24 марта 2014 г) оборот хладона-22 в одноразовой таре запрещен с 2015 г. Даже если вы идейный патриот — высокая цена и неудобная к потреблению упаковка убивает всякое желание, а порой и возможность законно работать с хладоном-22.

Специалисты знают, что в 99% случаев исключительно дорогой хладон-22 можно заменить альтернативным продуктом по цене на 40-50% дешевле или дешевле в разы. Подавляющее большинство качественных заменителей имеет торговую марку. Это означает, что производитель оберегает свой бренд и заботится о качестве продукта.

Читайте также  Как правильно измерить уплотнитель для холодильника

Мировой опыт по ретрофиту холодильных систем насчитывает более четверти века успешной работы. Японские, американские и европейские компании имеют свои брендовые заменители на все известные хладоны. Гибкость подхода и умение считать затраты предопределяют технологическое преимущество лидеров. Правда, следует отметить, что заменители от таких компаний, как Honeywell, Arkema и Dupon, также весьма недешевы.

Но выход есть. Для нужд российской промышленности найден и апробирован состав, обладающий исключительными способностями по замене хладона-22 во всех известных типах холодильных машин — недорогой и эффективный заменитель MCOOL22.

Как мы уже информировали, MCOOL22 представляет собой зеотропную смесь с низким температурным глаидом и нулевым потенциалом разрушения озонового слоя, для полной или частичной замены фреона R-22. MCOOL22 — многокомпонентная смесь, поэтому заправку необходимо производить только по жидкостной фазе.

При испытаниях MCOOL22 показал практически аналогичные R-22 характеристики энтальпии.

MCOOL22 представляет собой простой и самый экономичный продукт из имеющихся на рынке заменителей R-22, не требующий удаления из системы остатков хладагента, что позволяет заправлять MCOOL22 в работающую установку в любых количествах без внесения конструктивных изменений и замены масла.

MCOOL22 прекрасно себя показал во всех типах холодильных установок (витринах, холодильных камерах, морозильниках, шкафах и устройствах для изготовления льда), работающих на всех типах низко- и среднетемпературных компрессоров. Позволяет экономить до 5% электроэнергии по сравнению с установками, работающими на хладагенте R22. Не требует изменений, замены и корректировок систем защитной автоматики и приборов контроля давления в действующей холодильной системе.

MCOOL22 из-за своих химических характеристик совместим и хорошо работает со всеми видами масел, включая минеральные, алкилбензольные и полиэфирные.

Около 1000 успешных фактов ретрофита и столько же клиентов, которых больше не заботит стоимость хладона-22 и его наличие. Это география, закрывающая 85% территории страны. Это не только уличные ларьки и магазинчики. Это бизнес уровня таких гигантов как «Метро». youtube.com

Справедливости ради следует отметить, что мне, как специалисту от холодильной индустрии, очень печально наблюдать завершение жизненного цикла хладона-22, поэтому наша компания будет иметь этот хладон в ассортименте столько, сколько потребуется для обеспечения наших клиентов.
mcool22.ru

Чем можно заменить фреон 22

ул. Дубнинская, д. 79а стр. 1

8 800 505-05-48 , +7 495 781-48-48 доб. 110

Будни: 08.00-19.00 , Сб-Вс: 10.00-15.00

Email: [email protected], Skype: morena-msk1

ул. Чертановская, д. 45А, к.1

8 800 505-05-48 , +7 495 781-48-48 доб. 775, 776 , +7 916 272-72-77 , +7 916 272-76-45

Будни: 9:00 -17:00 , Суб: 9:00 -13:00 , Вс: выходной

Email: [email protected], Skype: morena-msk6

ул. Усиевича, д. 2

8 800 505-05-48 , +7 495 781-48-48 доб. 771 , +7 499 151-49-18

Будни: 9:00 -19:00 , Сб-Вс: 9:00 -17:00

Email: [email protected], Skype: morena-msk5

ул. Маршала Полубоярова, д. 20

8 800 505-05-48 , +7 495 781-48-48 доб. 774 , +7 495 704-48-00 , +7 495 704-87-00

Будни: 9:00 -18:00 , Сб-Вс: выходной

Email: [email protected], Skype: morena-msk8

Авторизация

Уважаемые партнеры! Рады Вам сообщить об очередном поступлении на склад «Морена» .

Уважаемые партнеры! Компания ООО «Морена» снижает цены c 1 сентября 2021г. на .

РЕАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ С ХЛАДОНОМ R22 И ЕГО «ЗАМЕНИТЕЛЯМИ»

13.06.2019 Памятка специалисту-практику. Хладон R22 остается в продаже. Стоит ли торопиться с переходом на смеси нового поколения и как не «убить» систему при переходе на альтернативный хладагент?

На фоне слухов о полном запрете на производство и продажу хладона R22 с 2020 года некоторые поставщики предлагают сомнительные «заменители», по которым отсутствует информация о составе, технических и физико-химических характеристиках, и утверждают при этом, что заменитель можно просто «долить» в систему. В итоге к нам поступают вопросы от специалистов холодильной отрасли, связанные с печальными последствиями необдуманной замены.

Хладон R22 есть и будет
Хладон R22 производится в России группой компаний «ГалоПолимер» с 50-ых годов прошлого века и зарекомендовал себя как качественный и надежный хладагент. Производство и продажа хладона R22 официально разрешены до 2030 года. В связи с предстоящим ограничением объемов производства заводами группы заранее был наработан достаточный товарный запас, чтобы обеспечить потребности российского рынка в полном объеме в течение всего периода продаж. Компания «Морена» является официальным дистрибутором группы «ГалоПолимер» и поставляет хладон R22 по всей территории РФ. Приобрести R22 можно на официальном сайте ООО «Морена» https://morena.ru и в филиалах компании в Вашем регионе.

Истинная цена заменителей
В настоящее время не существует монохладона, способного заменить R22 в действующих холодильных установках. Все заменители являются многокомпонентными смесевыми хладагентами (R404a, R407c, R410a, R507a, R417, R419, R422d, R438, R458, R38, RGas22, MCOOL22 и т.п.). О достоинствах смесей много сказано в рекламных проспектах, но вот информация о сложностях и рисках работы с ними доступна далеко не всегда.
При переводе оборудования с монохладона на смесь необходимо тщательно изучить характеристики, оценить совместимость и провести процедуру ретрофиттинга, которая включает в себя полную замену масла, фильтра-осушителя, уплотнительных материалов, провести тщательную промывку системы, перенастройку оборудования. Это дополнительные расходы и трудозатраты.

При переходе с R22 на смесь энергопотребление системы (особенно старой) может увеличиться до 20-40%, а производительность снизиться.
Монохладон имеет гомогенный состав, который остается стабильным даже при длительном хранении и использовании. Смесевой хладагент обычно состоит из 3-5 компонентов, которые нередко расслаиваются уже в баллоне при хранении. Компоненты смеси часто содержат различные токсичные примеси (результат многостадийной схемы получения) и являются главной опасностью для человека, обслуживающего агрегат, особенно если речь идет о крупных полугерметичных машинах и аппаратах. В дешевых китайских продуктах количество данных примесей возрастает на порядок. Вся информация по продуктам носит исключительно рекламный характер. Их продают даже без указания производителя, а значит, установить причину отравления будет практически невозможно. Кроме того, они подвержены быстрому разложению в системах с образованием еще более токсичных продуктов.

Состав смесевого хладагента в системе меняется в процессе эксплуатации из-за разных скоростей утечки хладонов. Даже при небольшой утечке одного из компонентов наступает резкое снижение хладопроизводительности системы. Дозаправлять смесевой хладагент нельзя, т.к. невозможно определить, что за смесь в итоге получится, и как настраивать оборудование. Для обеспечения корректной работы системы необходимо полностью удалить хладагент, очистить систему и залить новый.
Заправка смеси проводится только в жидкой фазе. Нужно соблюдать осторожность при заправке системы, так как все смесевые хладагенты содержат в своем составе горючие компоненты. Смесевые хладагенты очень чувствительны к наличию влаги в системе, а ее присутствие приводит к быстрому выходу оборудования из строя.
Как видно, смесевые хладагенты «капризны», требуют значительных трудозатрат и вложений в процессе эксплуатации. Все это нужно учитывать при выборе хладагента.
И последнее. Хладагент R22 является универсальным хладоном и рекомендован к применению практически во всех типах холодильных установок и компрессоров различной мощности. Смесевые хладагенты менее универсальны и необходимо тщательно подбирать хладон, используемый для конкретных типов машин и компрессоров, в том числе, с учетом их мощности.

Риски неграмотной эксплуатации
Скудная информация о хладагентах, погоня за дешевыми аналогами и вечная надежда на русский «авось» приводят к печальным последствиям.
Результатом бездумного использования смесей-заменителей с неизвестным составом и непонятными свойствами являются примеры «сворачивания» масла, заклинивания компрессоров, утечки хладагентов вследствие высокой коррозионной активности продуктов их распада, а значит, дорогостоящий ремонт или полная замена оборудования, простой в жару и т.п.
В старых машинах из-за, например, некачественного обслуживания холодильной установки, малой производительности осушителей, высокой тепловой нагрузки, часто ускоряется образование отложений продуктов разложения масел. Эти продукты накапливаются при взаимодействии эфирного масла и смесевых хладонов, что приводит к выходу из строя компрессоров и регулирующих устройств.
Если вы решили заменить хладон R22 на смесь, необходимо тщательно изучить характеристики последней, рекомендации производителя оборудования, и провести необходимые процедуры, чтобы минимизировать риски и сохранить надежность и производительность системы. Однако при сопоставлении стоимости и рисков эксплуатации смесевых хладонов и проверенного десятилетиями R22, становится очевидным, что если Ваше оборудование, спроектированное под хладон R22, исправно на нем работает, то нет необходимости в ближайшие годы искать замену.

Сергей Серомашенко/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с ремонтом и обслуживанием бытовой техники. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Серомашенко.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
APC-MASENERGO.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: