В каком году появился первый холодильник в ссср

История холодильников в СССР Первые холодильники появились в России только в 1901 году и производились они на предприятии под названием «Первое Санкт-Петербургское ледовничество».

В каком году появился первый холодильник в ссср

История холодильников в СССР

Первые холодильники появились в России только в 1901 году и производились они на предприятии под названием «Первое Санкт-Петербургское ледовничество». Основателем и владельцем был Адольф Кренцин.

Охлаждение было на основе льда. Емкость холодильника была 100 л, масса 55 кг, размеры столика 365x505x900 мм. Холодильник имел деревянный шкафом и оцинкованные полки. В холодильной камере при средних комнатных температурах поддерживалась температура около 7°С.

До появления холодильников продукты хранили в погребе, куда складывали лёд. Лёд запасали весной – летом в погребе он не таял. Вот как описан этот процесс в замечательной книге «Лето Господне» Ивана Шмелёва:

Кончили возку льда. Зеленые его глыбы лежали у сараев, сияли на солнце
радугой, синели к ночи. Веяло от них морозом. Ссаживая коленки, я взбирался
по ним до крыши сгрызать сосульки. Ловкие молодцы, с обернутыми в мешок
ногами, — а то сапоги изгадишь! — скатили лед с грохотом в погреба, завалили
чистым снежком из сада и прихлопнули накрепко творила.
— Похоронили ледок, шабаш! До самой весны не встанет.
Им поднесли по шкалику, они покрякали:
— Хороша-а. Крепше ледок скипится.

В СССР для развития холодильных технологий решением Наркомторга от 16 мая 1930 был организован Всесоюзный научно-исследовательский холодильный институт (ВНИХИ).
В 1931 г. были созданы группы:
— холодильного оборудования (проф. В.Е. Цыдзик и Ш.Н. Кобулашвили), разместившаяся в холодильной лаборатории МВТУ им. Н.Э. Баумана;
— сухого льда (А.Д. Тезиков и Е.В. Волков) на Рубцовском заводе жидкой углекислоты (Фили);
— льдосоляного хозяйства (В.А. Бобков).

Постановлением Совета народных комиссаров № 445 от 11 марта 1933 г. институт был преобразован во Всероссийский научно-исследовательский институт холодильной промышленности, сокращенное наименование которого сохранилось — ВНИХИ.

Помимо ВНИХИ в 1931 году в Ленинграде на базе бывшего Санкт-Петербургского коммерческого училища был основан Ленинградский технологический институт холодильной промышленности(ЛТИХП).

Число сотрудников ВНИХИ, работающих в лабораториях, заметно выросло — с 16 сотрудников в 1931 г. до 188 человек (в том числе 112 — научного и научно-технического персонала) в 1935 г.

В 1934-1935 гг. было разработано первое поколение торговых холодильных шкафов и прилавков с холодильными машинами, выпускаемыми заводом «Красный факел» (Москва); в 1933 г. пущен в эксплуатацию первый завод сухого льда в Москве; в 1936-1937 гг. завершены работы по созданию нового теплоизоляционного материала — минеральной пробки взамен дорогостоящей импортируемой натуральной пробки; в 1937 г. получен новый теплоизоляционный материал — «Рогозит», который предназначался для торгового холодильного оборудования.

В конце 1935 года СССР командировал в США группу специалистов Главмашпрома для изучения производства и эксплуатации компрессоров и холодильного оборудования. В состав этой группы входил и Владимир Павлович Бармин, будущий создатель стартовых комплексов для ракет. А в то время он возглавлял компрессорную группу конструкторского бюро московского завода «Компрессор».

Помимо общей задачи Владимир Павлович получил два личных поручения от наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Одно из них касалось изучения производства домашних холодильников, которые за рубежом начали широко применяться в быту. А вторым поручением Бармин должен был разобраться в весьма «щекотливом» вопросе: как американцы делают прозрачный лед. У нас при его искусственном производстве он в то время (да и много лет спустя) получался только мутным.

В мае 1936 года делегация возвратилась в Москву, и по результатам командировки Бармин представил обширный отчет. В нем были подробно изложены состояние производства холодильного оборудования в США, преимущества и недостатки изготовляемых компрессоров на различных заводах, а также даны рекомендации, какую продукцию целесообразно приобрести. В нем же было предложено развивать отечественное компрессоростроение и холодильное машиностроение.

Во многом благодаря той информации, которую Бармин привез из Америки, холодильники вошли в наш быт. Под его началом разрабатываются первые отечественные судовые фреоновые холодильные машины 1ФВ, 2ФВ и 4ФВ, а также создается первый отечественный экспериментальный прямодействующий дизель-компрессор.

В СССР разработка холодильников пошла сразу по двум направлениям – абсорбационном и компрессионном.
Свое название холодильники абсорбционного типа получили от происходящего в них процесса абсорбции, т.е. поглощения жидким или твердым поглотителем паров хладагента, образующихся в испарителе. Хладагентом служит аммиак. Пары аммиака поглощаются водой с образованием при этом водоаммиачного раствора.
Во второй половине 1930-х годов во ВНИИХИ был сконструирован и изготовлен опытный экземпляр бытового абсорбционного холодильника полезным объемом 30 дм³ (температура в камере 5 °С, расход электроэнергии 100 Вт). Он успешно прошел испытания. Перед самой войной артель «Метизметтруд» Мособлметсоюза приступила к изготовлению первой серии шкафов. В послевоенное время эта работа была продолжена на заводе «Газоаппарат».
В 1936г. в ЛТИХП был создан бытовой холодильник ХАНИТ-25-2-36, однако в серию он не пошёл. За пять довоенных лет были разработаны ещё четыре модели агрегата, одна из которых (ХАНИТ-30-6-38) изготовлена в количестве 250 шт. Большая часть этих машин, заполненных водо-аммиачным раствором с антикоррозийной добавкой, работала бесперебойно свыше 10 лет.

Компрессионные холодильники работали на другом принципе. Такой холодильник представляет собой камеру, в которой находится испаритель. Это металлический «ящичек», в котором происходит переход хладагента из жидкого состояния в газообразное. Жидкий хладагент, попадая в испаритель, начинает активно испаряться, отбирая теплоту у металлических стенок испарителя, который, в свою очередь, охлаждает воздух внутри камеры холодильника. В СССР первый компрессионный холодильник был выпущен в 1937 г. на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ) и получил название ХТЗ-120.
Полезный объем холодильников ХТЗ-120 составлял 120 л. Расход электроэнергии не превышал 60 кВт.ч в месяц. Хладагентом служил сернистый ангидрид (SO2). Наиболее низкая температура на средней полке была -3°С, а в испарителе — до — 20°С.
В 1937 году была выпущена лишь пробная партия в 10 штук. На отладку серийного производства ушло два года. В 1940 г. их было изготовлено уже 3500 шт.
Великая Отечественная война прервала дальнейшее развитие производства холодильнков в СССР.


Холодильник «Север», 65 л.

В 1950 г. на Московском заводе «Газоаппарат» был изготовлен первый серийный бытовой абсорбционный холодильник полезным объемом 45 л с маркой «Газоаппарат». В 1954 г. на смену ему пришел холодильник с маркой «Север» объемом 65 л.
Холодильник «Север» потреблял от 1,2 до 3,3 кВтч/сутки в сутки в зависимости от режима работы и окружающей температуры. Минимальная температура стенок испарителя составляла -13 °С.


Холодильник Морозко

Пытались в СССР выпускать и термоэлектрические холодильники. В качестве источника холода в этом виде оборудования используются термоэлектрические модули. При подаче напряжения одна сторона модуля нагревается, другая – охлаждается. Первые термоэлектрические холодильники с маркой «Морозко», освоенные в г. Великие Луки, стали поступать в торговлю в 1956 г. Их можно было устанавливать на полу или на столе и подвешивать на стене. В последующие годы холодильники марки «Морозко» выпускались с термоэлектрическим и абсорбционным охлаждением. Однако, т.к. такие холодильники имели небольшой размер и проигрывали в экономичности другим типам холодильников, они не получили широкого распространения.

7 сентября 1949 г. было выпущено Постановления Совета Министров об организации массового производства компрессионных бытовых холодильников на фреоне R12(сейчас в новом промышленном холодильном оборудовании используется фреон r 404). Участвовать в организации выпуска должны были министерства автомобильной и авиационной промышленности и транспортного машиностроения.
И если первый довоенный компрессионный холодильник был выпущен на Харьковском тракторном заводе, то после данного постановления компрессионные холодильники с герметичным холодильным агрегатом разрабатывались на Московском автомобильном заводе имени И.В.Сталина(позднее переименован в завод им. И.А. Лихачева) под руководством Сергея Михайловича Камишкирцева.
В феврале 1951 г. холодильники ЗИС-Москва поступили в торговую сеть Москвы. Это были первые советские холодильники компрессионного типа, появившиеся на потребительском рынке. В 1956 году их было выпущено 66230 шт.


ЗИС-Москва

Первый серийный холодильник «ЗИС-Москва» с заводским обозначением ДХ-2 имел общий объем 165 л и НТО 12 л. Габариты (ширина х глубина с учетом ручки х высота) 64х67х133 см. Толщина стенок 7-8 см. В качестве теплоизоляции вначале использовали шлаковату, а затем стекловолокно. Вес холодильника без упаковки по паспорту был в пределах от 95 до 105 кг. По техническому регламенту средний суточный расход электроэнергии на среднем режиме «норм» при температуре окружающего воздуха 18-20 °С не должен был превышать 0,84 кВт.

Холодильники меньшего размера — «Саратов-2» полезным объемом 85 дм 3 с 1951 г. по документации завода ЗИЛ стал выпускать Саратовский электроагрегатный завод. Через пять лет завод ежегодно выпускал 120 тыс. холодильников, в конце 1962 г. с конвейера уже сошел миллионный холодильник.

В 60-е создаются международные стандарты по эксплуатационным показателям БХП(бытовых холодильных приборов). Советский Союз наращивает объемы производства и расширяет ассортимент холодильников за счет освоения новых марок.
Одновременно увеличивается среднестатистический общий объем холодильников и доля в нем низкотемпературного отделения (НТО). Понижается температура в НТО с целью продления сроков хранения замороженных продуктов. Холодильник «ЗИЛ-Москва» сохранил обтекаемую форму и эмалированную камеру. На внутренней панели двери появились 2 полки с барьерами, 9 ячеек для хранения яиц и отделение с дверкой для хранения масла в размягченном состоянии, удобном для намазывания на хлеб.

В 1959 году в Минске на базе завода газовой аппаратуры по Постановлению Совета Министров БССР № 554 от 24 августа 1959 года началась подготовка к выпуску бытовых электрохолодильников. Так было положено начало Минскому заводу холодильников (с 1977 года ПО «Атлант»). В 1962 году завод выпустил первый холодильник – «Минск-1».
Объём данного холодильника был 140 л. с НТО 18.5 л. и он встраивался в широкий кухонный шкаф. На дне камеры устанавливали 2 сосуда: для фруктов и овощей. На других холодильниках был 1 общий сосуд. В середине 60-х при Минском заводе создано Головное Конструкторско-Технологическое Бюро (ГКТБ) по созданию и унификации бытовых холодильных приборов в стране.

В 1961 г. начал работать Смоленский завод холодильников (ОАО «Айсберг»). С 1964 по 1999 г. включительно предприятием освоено и запущена серия 11 моделей бытовой холодильной техники, выпущено более 5 млн. холодильников и 15 тыс. морозильников.

На основе технического опыта этих заводов в 60-е годы производство компрессионных бытовых холодильников было организовано на ряде других заводов: Муромском («Муромец», «Ока»), Юрюзанском («Юрюзань»), Орском («Орск»), Бакинском («Бакы», «Апшерон»), Кишиневском («Нистру»), Красноярском («Бирюса») и др.

В 1976 г. завод ЗИЛ начал осваивать производство более комфортабельного холодильника — «ЗИЛ-63» КШ-260. Холодильник имел опорные ролики, что позволяло легко перемещать его по полу, полки шкафа и двери могли устанавливаться с малым шагом, практически по всей высоте, конструкция двери предусматривала возможность установки ее как для правого, так и для левого открывания, были приняты меры к существенному снижению шума от работающего компрессора, максимально осовременен внутренний дизайн холодильника.
Холодильник «ЗИЛ-63» поставлялся более чем в 50 стран мира, практически во все страны Африки и Юго-Восточной Азии. Заводом ЗИЛ были созданы холодильник «ЗИЛ-64» и трех-камерная модель бытового холодильника — ЗИЛ-65 с полезным объемом высокотемпературного (10 — 23 °С) отделения 225 дм 3 , низкотемпературного (-6. -24 °С) — 85 дм 3 и универсального (+10. -12 °С) — 90 дм 3 . Подобные модели стали осваивать и другие заводы.

В 1990 г. в СССР в эксплуатации находилось свыше 71 млн. бытовых холодильников и морозильников. Обеспеченность ими возросла (на 100 семей) с 4 в 1960 г. до 92 в 1988 г., причем обеспеченность городского населения достигла 101 на 100 семей (в 1970 г. — 43), а сельского — 81 (в 1970 г. — 13).

История холодильника

Трудно представить, что меньше столетия назад домохозяйки еще не были знакомы с таким незаменимым и функциональным прибором, как холодильник. Если сегодня холодильная камера является необходимым атрибутом любого уютного дома, то нашим прабабушкам приходилось искать другие способы сохранения свежести продуктов.

Появлению холодильников современного формата предшествовали века и даже тысячелетия исследований, изобретений и открытий. Человечество за свою историю прошло путь от ледников и бочонков со снегом до высокотехнологичных аппаратов, способных охладить продукт за считанные минуты.

Древнейшие холодильники


До сих пор доподлинно неизвестно, где и когда зародились древнейшие прототипы холодильников. Историки утверждают, что тайна сохранения льда была известна еще древним персам. За четыре столетия до нашей эры они привозили с близлежащих гор в родную пустыню снег и лед, которые затем размещали в особых хранилищах.

Эти хранилища, или склады, как называют их исследователи, представляли собой чудо инженерной мысли того времени. Многослойные стены зданий, состоящие из глины, козлиной шерсти, песка и извести, позволяли поддерживать лед в замерзшем состоянии. Интересно, что подобная стена могла составлять до двух метров толщиной.

Подобные сооружения использовали и слуги римского императора Нерона, известного своей любовью к чужестранным деликатесам. Специально для императора были организованы особые хранилища, заполненные льдом. Этот лед добывался зимой из замерших водоемов и помогал в течение длительного времени сохранять изысканные блюда.

Охлаждение продуктов в Средние Века


В средневековой Корее крайне основательно подходили к вопросу сохранения продуктов. Из массивных каменных блоков изготавливались целые бастионы, обладающие превосходными термоизоляционными свойствами. Такие хранилища получили название «сеогбингго» и по сей день остаются предметом восхищения археологов.

Читайте также  Чем можно заменить фреон 22

На Руси с ее холодными и длинными зимами вопрос заморозки продуктов решался сам собой. Особенно популярны были ледники. Они создавались из срубов деревьев, вкопанных глубоко в землю. Полости срубов заполнялись снегом и льдом. В такие ледяные «ванны» и погружались необходимые продукты. Поверх сруба выкладывался настил с толстым слоем земли и дерна, закрывая древний холодильник от воздействия тепла.

В средневековой Европе первые охлаждающие помещения появились лишь после того, как известный путешественник и исследователь Марко Поло написал книгу о своей экспедиции в Китай. Эту книгу современные ученые называют важнейшим этапом в истории создания холодильника.

Настоящий фурор произвело открывшееся в 1686 году в Париже кафе Прокоп. Его хозяин, итальянец Франческо Прокопио, сделал целое состояние на продаже мороженого и различных фруктовых щербетов.

А уже в XVIII веке повсеместное распространение получили ведра для вина и шампанского с кусочками льда. Правда, в те времена вместо привычных нам ведерок из нержавеющей стали использовались глубокие пиалы из фаянса и фарфора. Пьянящие напитки подавали к столу именно в этих емкостях.

Прототипы современных холодильников

Устройство Томаса Мура

Промышленность и экономика развивалась, и теперь охлаждающие шкафы стали необходимы не только при императорских дворах и в популярных кафе, но и в повседневной жизни обычных людей. Прародителем современного кухонного холодильника стало устройство, изобретенное в 1803 году предприимчивым американцем Томасом Муром.

Томас занимался изготовлением и доставкой масла, но не мог позволить себе арендовать специальный транспорт. Клиенты желали получать свежий товар и достойно платили за услугу. К сожалению, в процессе транспортировки, особенно в жаркие дни, только что взбитое масло мгновенно теряло свой товарный вид. Желание сохранить покупателей и подтолкнуло предпринимателя на создание рефрижератора.

Первый прототип холодильника представлял собой емкость из прочных стальных листьев. Сверху эта емкость была обернута кроличьими шкурами, а затем помещена в кедровую бадью. Приспособление засыпалось льдом, что обеспечивало сохранность масла.

Это изобретение породило множество экспериментов по созданию холодильных камер. Инженеры изготавливали компрессорные холодильники, одновременно выступающие не только морозильником, но и кондиционером. Интересным открытием стал абсорбционный холодильник, работающий на основе аммиака и производящий искусственный лед. Именно абсорбционное оборудование сделало возможным создание настоящих морозильных складов крупных размеров.

Первые холодильники для домашнего использования


Открытие электричества стало важным шагом к модернизации человеческого дома и быта. Уже в 1913 году был разработан первый бытовой холодильник, который, как и промышленные модели, работал на электричестве. Единственным недостатком первых бытовых холодильников были токсичные охлаждающие жидкости.

Проблема токсичности была решена уже в 1926 году. Тогда датский исследователь по фамилии Стинструп продемонстрировал публике домашний холодильник, который был безвредным, бесшумным и долговечным. Известная компания General Electric вдохновилась задумкой инженера и выкупила патент на его открытие.

После небольшой доработки General Electric выпустила первую среди наиболее известных моделей холодильника. Холодильник Monitor-Top поступил в продажу в 1927 году, и за короткий срок стал настоящим бестселлером.

Несмотря на то, что этот аппарат стоит вдвое дороже автомобиля «Ford», компании удалось продать более миллиона экземпляров устройства. Monitor-Top получил имя «домашней фабрики холода».

Холодильная промышленность в СССР

Первый холодильник в СССР работал не на электричестве, а на дровах или керосине. Им был созданный в начале XX века агрегат «Эскимо». Детище Фердинандо Карре, этот холодильник был направлен на создание льда. За один цикл работы устройства удавалось получить около 12 кг искусственного льда.

Только в 1937 году до СССР дошла технология создания электрического бытового холодильника. Уже спустя два года Харьковский тракторный завод начал выпускать агрегаты под названием ХТЗ-120. Эти холодильники были очень популярны до начала Великой Отечественной Войны.

В послевоенное время за производство холодильников принялся автомобильный завод ЗИС. С его конвейера в 1951 году сошли ставшие знаменитыми холодильные камеры «Москва». Удивительно, но многие из созданных в те годы холодильников продолжают работать до сих пор. Прекрасное качество и надежность были результатом кропотливой работы и огромного расхода металла.

Старейшие холодильные фирмы

Двадцатое столетие стало ключевым периодом развития холодильной промышленности. Многие предприимчивые бизнесмены стремились освоить новую экономическую сферу, изобретая новые модели холодильного оборудования. Но лишь те, кто подходил к своему делу с любовью и вниманием, смогли стать настоящими гигантами в области производства бытовых холодильников.

Холодильники Либхер

Среди говорящих имен XX века нельзя не упомянуть Ганса Либхера, подарившего миру надежные и долговечные холодильники Liebherr. Молодой немец унаследовал компанию отца в возрасте 23 лет. Тогда, в далеком 1938 году, фирма занималась производством различной строительной техники, что было очень востребованной отраслью для послевоенной Германии. Ганс воспользовался возможностью и смог построить гигантскую корпорацию, которая и сегодня знаменита своими башенными кранами.

Но самым известным товаром компании были и остаются холодильники, первая модель которых была предложена покупателям уже в 1954 году. С тех самых пор практичные и удобные холодильники заняли свою нишу на рынке крупной бытовой техники.

Холодильники Самсунг


Одной из наиболее популярных в России марок бытовой техники является Самсунг. Однако мало кто знает, что история Samsung началась с продажи риса и рыбы в 1938 году. Выход корейской компании на рынок электроники состоялся лишь в 1969 году, а изготовление холодильников началось и того позже.

Корейский гигант известен своей любовью к высокому качеству и современным технологиям. Идеально стерильные заводы компании позволяют выпускать по-настоящему долговечную и прочную бытовую технику, которая служит своим хозяевам долгие годы.

Холодильники Аристон


Основателем компании Аристон стал итальянский инженер Аристид Мерлони, открывший в 1930 году лавочку по производству весов. После войны в разрушенной Италии были необходимы водонагреватели и электрические плиты, и опытный предприниматель произвел переквалификацию завода.

Интересно, что название марки происходит от греческого слова «наилучший». Имя, данное бренду, оправдалось – и по сей день под товарным знаком Ariston производятся популярные и высококачественные холодильники и морозильные камеры.

Прежде, чем обрести современный вид, холодильники претерпели множество преобразований. В истории изобретения холодильника было немало поворотных этапов. Тысячелетний опыт наших предков и множество сложных исследований поместились в одном компактном холодильном шкафу, ставшем сегодня незаменимым спутником нашей жизни.

Советские холодильники

Выпуск холодильников в СССР приобретал темпы — выполним и перевыполним. Товар был престижным и тем, кому не удавалось разместить его на перенаселенных метрах коммунального жилья, приходилось перевязывать чудо техники цепями и вешать амбарный замок, дабы уберечь от коварных посягательств соседей по коммунальной кухне. Технический прогресс вместе с возрастающими потребностями граждан СССР явил миру еще ряд новшеств и усовершенствований.

В 1950 г. на Московском заводе «Газоаппарат» был изготовлен первый серийный бытовой абсорбционный холодильник «Газоаппарат».

В 1954 г., на смену ему пришел холодильник с маркой «Север».

Первые термоэлектрические советские холодильники с маркой «Морозко», освоенные в г. Великие Луки, стали поступать в торговлю в 1956 г. Их можно было устанавливать на полу или на столе и подвешивать на стене. Эти небольшие холодильники могли бы совмещать функцию обогревателя, так как задняя стенка их сильно нагревалась.

В феврале 1951 г. холодильники ЗИС-Москва поступили в торговую сеть Москвы. В 1956 году их было выпущено 6230 шт.

Холодильники меньшего размера — «Саратов-2» выпускал Саратовский электроагрегатный завод. Через пять лет завод ежегодно выпускал 120 тыс. холодильников, в конце 1962 г. с конвейера уже сошел миллионный холодильник.

В 60-е Советский Союз наращивает объемы производства: «жить стало лучше, жить стало веселей». Растет ассортимент советских холодильников за счет освоения новых марок. Уже почти в каждой семье есть блестящий, почти буржуазно красивый помощник по хозяйству. Не нужно больше мечтать о финском холодильнике Розенлеф. В СССР все свое — и самое лучшее.

Советский холодильник «ЗИЛ-Москва». Легенда ретро-дизайна. До сих пор эстетически привлекателен обтекаемой формой. Прочности лакокрасочного покрытия позавидует любой автомобилист.

В 1959 было положено начало Минскому заводу холодильников (с 1977 года ПО «Атлант»). В 1962 году завод выпустил первый холодильник – «Минск-1».

В 1961 г. начал работать Смоленский завод холодильников (ОАО «Айсберг»). С 1964 по 1999 г. там выпущено более 5 млн. холодильников и 15 тыс. морозильников.

Холодильный прогресс бодро шествует по бескрайним просторам СССР. Выпуск компрессионных бытовых холодильников начинается по всей стране, на крупных заводах: Муромском («Ока»),

Красноярском («Бирюса») и др.

В 1976 г. завод ЗИЛ начал осваивать производство более комфортабельного советского холодильника — «ЗИЛ-63». Время глобального дефицита заставляло людей доставать практически все. Ночами отмечались в очереди за холодильником, днем бегали в поисках того, что туда положить. Советский холодильник ЗИЛ-63 был максимально осовременен, в нем уже заметно снижен производимый шум. Советский холодильник «ЗИЛ-63» поставлялся более чем в 50 стран мира, практически во все страны Африки и Юго-Восточной Азии.

Советский холодильник ЗИЛ-63 был максимально осовременен, в нем уже заметно снижен производимый шум. Советский холодильник «ЗИЛ-63» поставлялся более чем в 50 стран мира, практически во все страны Африки и Юго-Восточной Азии.

Заводом ЗИЛ были также созданы холодильник «ЗИЛ-64»

и трех-камерная модель бытового холодильника — ЗИЛ-65.

Пережившие не одно поколение импортных собратьев, прочные, долговечные советские холодильники, исправно несут свою службу на дачах и по сей день.

Эволюция холодильника – от ящика под окном до охлаждающего желе

Содержание

Содержание

Когда-то древний человек построил свой первый дом, принес свою добычу и закопал ее в землю про запас. Примерно как-то так и началась история современных холодильников…

Сейчас сложно даже представить жизнь без холодильника. Между тем, история его появления и развития до современного, всем привычного прибора, довольно длинна и любопытна. Конечно, сначала не было ни розетки, ни просторной охлаждающей камеры с прозрачными полочками. Если заглянуть в совсем древнейшие времена, то наши предки складывали припасы в вырытую ямку, колодец или ближайший пруд. Позже, со строительством домов появились погреба, которые заменяли человечеству холодильник очень долгое время.

Лед и кроличьи шкурки

Однако настоящий холодильник – это никакой не погреб, а охлаждающая коробка или целый шкаф. Сначала была коробка. В начале XIX века предприниматель из Америки по имени Томас Мур организовал стартап по продаже сливочного масла. Дела его шли неплохо, если не считать того прискорбного факта, что доставлять масло из пасторальных сельских окраин в Вашингтон было трудно – масло таяло. Тогда предприниматель, одаренный дюжей смекалкой, соорудил из листов стали коробку для масла и обернул ее… кроличьими шкурками. Впечатляющий агрегат вместе с маслом размещался в ящике, засыпанном льдом. Он получил гордое название рефрижератор, то есть охлаждатель.

Возиться с настоящим льдом и уж тем более кроличьими шкурками было не очень удобно. Лед еще надо где-то доставать, так почему бы не изобрести лед искусственный? Вооружившись этой идеей, великие умы приступили к изобретению охлаждающей машины. Открытия последовали одно за другим. В 1850 году Джон Горри, врач и по совместительству изобретатель из США, демонстрирует аппарат для создания искусственного льда при помощи технологии компрессионного цикла. Кстати, компрессоры используются при изготовлении холодильников до сих пор.

Эфир, вода и медные трубы

Приручение холода волновало не только умы предприимчивых американцев. Использование компрессора и аммиака для охлаждения немало занимало Карла фон Линде, изобретателя из Германии. Ему пришло в голову, что охлаждение жидкости или воздуха в замкнутом пространстве эффективнее, нежели искусственный лед. Ученый создает холодильную машину, работающую за счет циркуляции охлаждающей жидкости по трубам. Этим изобретением незамедлительно заинтересовались фабрики по изготовлению пищевых продуктов и пивоварни. Однако было еще непонятно, как использовать премудрости физики, касающиеся тепла и холода, в быту.

Примерно в то же время ученый из Франции Фердинанд Карре работает с другим типом холодильной машины. В ней охлаждение происходит благодаря абсорбции аммиака. Только представьте – долгое время в качестве хладагентов использовались серная кислота и аммиак! Вместе со своим братом Эдмондом Карре ученый создает шкафообразное устройство по производству искусственного льда – поистине первый холодильник. Охлаждающий шкаф производит фурор на Всемирной лондонской выставке 1862 года. Начало положено.

К сожалению, в массовое производство этот продукт инженерной мысли не поступил. Во-первых, весил он ужасающе много. Современные холодильники, конечно, тоже трудно поднять в квартиру, но первый холодильный шкаф превзошел их все. Во-вторых, он требовал сложного обслуживания. И кстати, был довольно опасен из-за сомнительных хладагентов.

Мечта американских домохозяек

Еще целых полстолетия понадобилось физикам, инженерам и энтузиастам изобретателям, чтобы охлаждающий шкаф поместился на кухне. Мало кто знает, но даже Альберт Эйнштейн приложил руку к созданию бытового холодильника – он совершенствовал холодильники абсорбционного типа. Сколько же великих умов работали над тем, чтобы мы нам было куда выгружать покупки из магазина!

В начале XX века безопасный холодильник, работающий от электрической сети, наконец осчастливил американских домохозяек. Дедушка привычных нам холодильников от General Electric перестал реветь, как турбина самолета, а специальный колпак скрыл все пугающие обывателя технические детали. Первые холодильники были желанны и престижны, как сегодняшний iPhone, и стоили столько же.

Читайте также  Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости Opel Astra H

В СССР первые холодильники увидели свет в 1937 году, а серийное производство началось еще спустя два года. Линейка холодильников «Москва» стала легендой в 50-е благодаря невероятной долговечности. Но в середине прошлого века столь желанный бытовой прибор был далеко не у каждой советской семьи. Большинство довольствовалось «хрущевским холодильником» – маленьким шкафчиком под окном, в котором зимой благодаря тонкой уличной стенке можно было охлаждать продукты. Сейчас нам даже трудно представить, как наши прабабушки и прадедушки обходились без электрического холодильника.

Прирученный холод

Первые бытовые холодильники уже очень походили на наши с вами агрегаты. Но кое-кто, конечно, изменилось. В 30-е вместо опасных хладагентов стали использовать куда более безобидные фреоны, изобретены морозильные камеры. Увеличился объем хранения. Если первые отечественные холодильники предлагали всего 120 литров общего полезного объема, то теперь не составляет труда купить большой холодильник на все 500 литров. Также появилась возможность делать холодильники, умеренно потребляющие электроэнергию. Постепенно менялся и дизайн – на смену брутальному нержавеющему металлу пришли пластик и прозрачные элементы, всевозможные удобные полочки и подставки для продуктов.

С годами совершенствовалась электроника, и холодильник словно попал на передачу «Тачка на прокачку». В нем появились сенсорные панели, телевизоры, миникомпьютеры и связь с Интернетом (привет, «Интернет вещей»). Уже сейчас вы можете приобрести холодильник, управляемый со смартфона.

Умный и экологичный

Как и любая современная техника, холодильники стремятся стать умнее. Сегодня в моде устройства, которые будут производить оценку свежести хранящихся продуктов и даже советовать хозяйке, что можно приготовить из имеющихся запасов. Как это возможно? Специалисты Microsoft разрабатывают систему для анализа содержимого холодильника при помощи обработки изображений. Благодаря машинному обучению эта система сможет распознавать различные типы продуктов.

Smart холодильники также научатся самостоятельно заказывать еду в Интернете. Больше никаких утомительных походов в супермаркет! Плохая новость для тех, кто любит перекусить в тайне от домочадцев – холодильники оснастят камерой наблюдения. Эти новшества уже активно внедряются в суперновые модели холодильников от Samsungи LG.

Среди новых функций холодильника будущего дизайнеры видят даже выращивание свежей зелени. Green Fortune совместно с Whirlpool представили концепцию холодильника с камерой-огородом. Купленный салат не будет уныло увядать в темноте холодильника – пусть он продолжает расти и дольше остается свежим. В камере-огороде созданы все условия для этого – и освещение, и полив.

Удивительно, мир технологий так быстро меняется, а наш холодильник, как и сто лет назад, похож на громоздкий шкаф. Дизайнеры Electroluxпредложили другой подход. Взгляните на«Bio Robot» – устройство, в котором нет ни дверей, ни привычных полочек. Это светящееся зеленое желе, куда можно погружать продукты для охлаждения.

Биополимерный гель, который является основой этого холодильника, не обладает запахом, не липнет к продуктам и рукам и вообще не тратит электричество. Размещайте «Bio Robot» вертикально, горизонтально или даже на потолке. Одно непонятно – как в такой холодильник поставить кастрюльку с борщом? Другая концепция от Electrolux– футуристичные подвесные энергоэффективные контейнеры.

Больше не нужно искать для холодильника подходящий угол. Просто развесьте маленькие контейнеры и задайте индивидуальную температуру хранения для каждого. Остается только ждать, когда эти революционные проекты воплотятся в жизнь и изменят нашу реальность.

Очевидно, холодильники будущего не станут зависеть от электричества, будут изготавливаться из переработанных материалов, а «эко» окажется любимой приставкой изготовителей рефрижераторов. Ждите появления умных холодильников, которые будут блокироваться после шести вечера!

История холодильника. С комментариями.

Или почему не все любят СССР.

Вдохновившись постом про автобусы с кондиционером или без, решил подлить масла в огонь спорщиков. Основным моментом в споре был кондиционер мол США в 1948 году создали бусы с кондиционером, а вот СССР их не делал до распада и после не густо произвел.

Итак, давайте посмотрим на историю создания холодильных установок. Что нам пишет вездесущая википедия (да, я знаю, не лучший источник информации, но он любезно предоставил заготовку для статьи, выделена курсивом без него, увы, никак).

Помещения для хранения продуктов, наполняемые льдом, появились несколько тысяч лет назад. Для императора Нерона слуги заготавливали на замерзших водоемах в горах снег и лёд. В Тёмные века Южная Европа долгое время даже не подозревала, что снег и лед способны принести пользу в хозяйстве. Знаменитый путешественник и купец Марко Поло после длительного пребывания в Китае написал книгу, в которой описал все достоинства льда и снега.

Начиная с XVIII века ёмкости из фаянса и фарфора заполнялись бутылками с вином, после чего сверху укладывали колотый лёд. Своеобразный холодильник подавали прямо к столу.

В России широко использовались ледники, которые представляли собой сруб, врытый в землю. Набитый большим количеством снега и льда, укрытый толстым настилом, поверх которого была насыпана земля и уложен дёрн, такой ледник позволял хранить длительное время скоропортящиеся продукты.

В 1686 году итальянец Франческо Прокопио открыл в Париже кафе «Прокоп», которое пользовалось популярностью у парижан за счёт того, что в нём продавали замороженные щербеты и мороженое.

В 1803 году американский предприниматель Томас Мур, поставляющий в Вашингтон сливочное масло, представил миру прототип кухонного холодильника, изготовленного своими руками. Не имея возможности доставлять масло к месту назначения специальным транспортом, он разработал, а затем воплотил в жизнь модель, которая позволяла хранить продукты длительное время. Для изготовления рефрижератора, как предприниматель назвал своё изобретение, ему понадобились тонкие листы стали, из которых и была изготовлена ёмкость для масла. Обёрнутая шкурками кролика, ёмкость была помещена в специальную бадью, изготовленную из кедровых клепок, и затем засыпана сверху льдом.

Массово использовались в середине XIX века домашние ледники. Внешне их невозможно было отличить от обычных кухонных шкафов. Кроличьи шкурки для теплоизоляции уже не использовались, вместо них засыпались опилки и пробка. Отсек, который заполнялся льдом, в одних моделях был под камерой для продуктов, а в других над ней. Через кран талая вода сливалась в специальный поддон.

Тут всё ясно, бери льда побольше, и клади в бочку пообъемнее, по такому же принципу работали изотермические железнодорожные вагоны – они же вагоны-ледники (вагоны-термосы), которые развозили продукты в ХIХ и начале ХХ веков, на фото в заголовке. Было сделано их много, в том числе и в РИ.

14 июля 1850 года американский врач Джон Гори впервые продемонстрировал процесс получения искусственного льда в созданном им аппарате. В своём изобретении он использовал технологию компрессионного цикла, которая применяется в современных холодильниках, а сам аппарат мог служить одновременно морозильником и кондиционером.

Может и не американец изобрёл, не суть. Суть в том, что принципу охлаждения (кондиционирования) воздуха компрессором уже полтора века, довольно старое изобретение.

В 1857 году австралиец Джеймс Харрисон стал применять холодильные камеры, работающие с использованием компрессора, в пивоваренной и мясообрабатывающей промышленности.

В 1857 году был создан первый железнодорожный вагон-рефрижератор.

Французский учёный Фердинанд Карре в 1858 году придумал, как за счёт абсорбции аммиака можно получать искусственный холод — придумал первую абсорбционную холодильную машину. Несмотря на то, что его способ был очень удачным, об изобретении забыли на несколько десятилетий.

В 1879 году аристократ из Германии Карл фон Линде изобрёл устройство с компрессором, для работы которого он использовал аммиак. Благодаря его холодильной машине появилась возможность производить лёд в огромном количестве. Данные агрегаты сразу же закупили многие бойни и фабрики, изготавливающие пищевые продукты. Принцип работы представлял собой циркуляцию холодного рассола по системе труб, которая была разветвлена, таким образом помещение, в котором хранились продукты, охлаждалось. Данное изобретение позволило многим предпринимателям открывать холодильные склады больших размеров.

На западе компрессорные холодильные промышленные установки спустя 30-лет после изобретения пошли в массы, а вот в Российской Империи нет. Льда зимой много, крестьян, его рубящих навалом, зачем париться, вот и не парились.

В начале XX века в Москве была открыта фирма, которая предлагала всем желающим агрегат под названием «Эскимо». Данное устройство было изготовлено по принципу, предложенному Фердинандом Карре. При своих больших габаритах, устройство не издавало громкого шума и было универсальным. Для работы необходимы были уголь, дрова, керосин или спирт. Один цикл работы «Эскимо» позволял получить 12 кг льда.

То есть, с начала получали лёд, а уже потом льдом охлаждали продукты, а производство компрессорных холодильников в РИ даже не разворачивалось (источников о подомном производстве в РИ я не нашел).

Первый бытовой электрический холодильник был создан в 1913 году. Как и промышленные холодильники, он работал с использованием принципа теплового насоса. В первых бытовых холодильниках в качестве охлаждающей жидкости использовались достаточно токсичные вещества.

В 1926 году датский инженер Кристиан Стинструп представил миру бесшумный, безвредный и долговечный холодильник, предназначенный именно для дома. Герметичный колпак скрывал как электродвигатель холодильника, так и его компрессор. General Electric приобрела патент на его изобретение.

Генеральные электрики получили компактный холодильник. Агрегаты которого в последующим были минимизированы и всунуты в паккарды, кадиллаки в конце 1930-х, но уже в 1929 сделали квартирную сплит-систему и вкрячили её в Бус в опытных экземплярах.

А что не вкрячить-то. Компрессорный холодильник по устройству от сплит-системы отличается только температурой подаваемого воздуха в холодильники +1-2 градуса, в сплите +6-8 градусов. А также соответствующими изменениями в конструкции — большие по размеру испаритель и вентилятор, а так тот же холодильник.

Первая получившая широкое распространение модель холодильника Monitor-Top была произведена фирмой General Electric в 1927 году. General Electric продала более 1 млн экземпляров Monitor-Top.

Отметим за год и сразу 1 млн. штук.

С 1930 года в качестве хладагента в бытовых холодильниках применяется фреон. В 1940-е годы в холодильниках появляются морозильные отделения, также возникают обособленные морозильные шкафы. В 1950—1960-е годы на рынок выходят холодильники с функцией размораживания. Понятно проклятый запад опередил совок, как минимум на полвека.

А что же наши-то. В РИ компрессорных холодильников не производили, а так были они на скотобойнях, у рыбопромышленников. и т.д., но количество их было несколько десятков.

В СССР первые образцы бытового компрессионного холодильника производятся в 1937 году. Серийный выпуск холодильников ХТЗ-120 начался в 1939 году на Харьковском тракторном заводе. Ёмкость камеры составляла 120 литров, до начала Великой Отечественной войны выпущено несколько тысяч единиц.

Если быть точным, то всего лишь 3500 штук. Причем «для развития холодильных технологий решением Наркомторга от 16 мая 1930 был организован Всесоюзный научно-исследовательский холодильный институт (ВНИХИ)» ЫЫЫЫ. Что это было Пух?. 9 лет ВНИХИ рожал компрессорный холодильник, которому исполнилось 80-лет. И родил только жалкие 3500 штук? Мать честная, вот это эффективность, сравните с миллионом через год от GE.

Ладно, дадим поблажку, в 1930-х СССР не до холодильников было, танки с пулеметами-то хотя бы сделать. Материалов нет, заводов нет, но 3500 штук, это серьезная заявка на победу с мировым капитализмом. Да-а-а.

Но вот был голод 1932-1933 неважно, по какой причине. И нужно срочно перебросить жратву с других регионов, зерно и крупа понятно, а мясо овощи, как их перевезти летом? Изотермический вагон не помощник, льда-то летом столько не набрать. Нужны вагоны рефрижераторы, а их нет, не разработали и не внедрили в производство. Здравствуйте голодающие Поволжья! И прочие голодранцы, но кормить Вас не чем, всё протухло, ВНИХИ холодильную установку не родило, хотя она изобретена 80 лет назад.

По непроверенным данным вагоны-рефрижераторы в СССР, в производстве появились только в 1965 году в Брянске (Если я не прав в комментах отпишитесь). Изотермические вагоны (вагоны-термосы, вагоны-ледники) появились в России раньше, чем в США в 1862 году, но и пробегали дольше. Век, однако.

Вагон-рефрижератор вроде не такое важное устройство, менее ценно чем паровоз или танк КВ, но будь их в количестве в СССР в 1930м году и голодомор можно было бы минимизировать. Не тыкали бы им сейчас нам в морду, но не смогли, так не смогли.

После войны понятно разруха, подъем народного хозяйства, и прочий бандитизм, но

В 1951 году автомобильный завод ЗИС выпустил первую партию знаменитых холодильников «Москва». Холодильники «Москва» отличались высоким качеством изготовления и долговечностью — многие холодильники продолжают работать спустя полвека, однако достигнуто это было ценой высокой трудоёмкости изготовления и расхода большого количества металла.

То есть, товарищ Сталин плюнул на Харьков и ВНИХИ, поручил дело заводу имени себя, с прицелом что они создадут и систему кондиционирования, хотя бы автобусов, он же был в курсе, что там Америка строит и как. Как объяснять миру, что коммунизм — это прогресс, если комфортную жизнь народа обустроить не можем? Никак, хоть трижды, на луну слетай. С холодильником получилось, ну а система кондиционирования автомобилей не очень, умер дядюшка Джо, и пинать стало некому.

Читайте также  Сколько фреона в Санта Фе

К 1962 году холодильники имели: в США — 98,3 % семей, в Италии — 20 %, а в СССР — 5,3 % семей.

Если завод зис/зил до 1991 года выпустил холодильников всех марок 5млн. штук, какие ещё результаты следовало ожидать-то. Дефицит однако.

Мог ли СССР в 1962 году сделать холодильников в количестве 20% населения (уровень проигравшей Италии)? Да вполне, даже не сильно напрягаясь и не отвлекая ресурсы от ракет, танков и космоса, но вот не хотел. Марсиане, наверное, виноваты.

Вот так СССР заботился о своих гражданах. Но в вопросе холодильников в РИ было также, если не хуже. Элита и там, и там могла себе позволить, но остальным шиш с маслом.

И за что СССР любить-то, если обыкновенный холодильник сделать не хотели. С упырями в РИ понятно, зачем полуграмотному крестьянину холодильник-то, ледником обойдется. СССР же бил себя в грудь я, мол, прогресс всего человечества. Где-то может и прогресс, гордимся им, но вот зачем дефицит плодить, порождая недовольство государством?

Лёгкий бриз капитализма, или история автомобильных холодильников в СССР.

К началу 70-х годов, в связи с массовой автомобилизацией населения и логичным расцветом автотуризма, советская промышленность начала запускать в производство бытовую технику, предназначенную для улучшение комфорта путешествующих в дальних поездках. По проверенному принципу за основу брался хороший импортный образец, который затем подгонялся под советские нормали и особенности местного производства. Головным отраслевым министерством по вопросу освоения автомобильных холодильников было назначено Минлегпищемаш Украинской ССР, где их и производили последующие 30 лет, вплоть до распада Советского союза.

Сначала немного теории.
Принцип работы термоэлектрического автомобильного холодильника, работающего от штатной розетки прикуривателя, основан на эффекте Пельтье — переносе энергии от одного проводника к другому при прохождении через них электрического тока. Проще говоря, внутри такого холодильника есть батарея из двух проводников. При подаче тока тепло переходит от одного из них (того, что ближе к внутренней стенке холодильника) к другому — наружному. Таким образом тепло отводится из холодильного отсека наружу.
Самое интересное, что эффект Пельтье работает и в обратном направлении. Если изменить полярность, т. е. направление прохождения тока, нагреваться начнёт уже внутренний элемент, а охлаждаться — наружный, и холодильник превратится в печку.

По укоренившейся практике глобального дефицита свободно доступный в наше время девайс в советское время выпускался небольшими сериями, и добыть его было большой удачей. Но при наличии в машине такого «чуда техники» дорога на юг, с мороженым для детей и холодными напитками на вечер для родителей, по комфорту переходила на новый уровень и приобретала все признаки «забугорного» путешествия.
В основном советские производители выпускали примитивные модели, простонародно втыкаемые в прикуриватель, но существовали и более экзотические агрегаты.

Первоначальные варианты в виде прямоугольного ящика могли быть 2 размеров, для легковушек это
Холодильник автомобильный термоэлектрический «ХАТЕ-12М» Вес — 6 кг., объём камеры 12 литров.
Достаточно дорогой по тем временам прибор ( 45 р. 00 коп.) был рассчитан на долгий срок эксплуатации: Наработка на отказ холодильника не менее 1000 ч, средний ресурс 5000 ч. Внути помещались съёмные полки с отверстиями для пары бутылок.
Согласно инструкции: «Термоэлектрические холодильники типа ХАТЭ предназначены для охлаждения и кратковременного (не более 48 ч) хранения пищевых продуктов во время движения автомобиля, на стоянках в зонах отдыха и других местах. ХАТЭ-12 рассчитан на работу от сети автомобильного аккумулятора напряжением 12 вольт (постоянного тока). В местах стоянок холодильник его можно подключать к сети переменного тока напряжением 220 В или 127 В через выпрямитель для зарядки автомобильных аккумуляторов, который есть у многих автолюбителей.» То есть ничего лишнего в комплект не входило.
Зато мягкая пластиковая ручка для переноски, установленная в крышку, при застёгивании в корпус могла запираться ключами на 2 металлических замка, как на чемоданах. В наше время такая мера безопастности выглядит парадоксально, но мало кто знает, что даже бытовые холодильники «ЗИЛ» до 70-х годов имели личинку с ключом на ручке открывания, дабы присечь возможность воровство продуктов соседями по коммунальной квартире. Кухни же были общими…

Версия для грузовых машин «ХАТЭ-24 У4» была рассчитана на работу от бортовой сети 24 В.
Это значительно более прочное изделие, с корпусом из листовой стали и покрытием искусственной кожей черного цвета. Внутренняя чаша корпуса была сделана из пищевого алюминия. Теплоизоляция — формованный пенополистирол. Крышка холодильника служила стильным подлокотником, при установке между сиденьями водителя и пассажира в кабине.
Производитель — Киевский завод «Электробытприбор». 70-е годы, цена — 60 р. 00 коп.

Более широкий фунционал предлагали следующие модели, выпуск которых был начат уже в 80-х годах.

Холодильник автомобильный «Холодок» и ХТЭП-13,8ПР
Опять обратимся к инструкции: «Холодильник имеет три режима работы: основной, вспомогательный и нагрева. При основном режиме работы разность температур окружающей среды и в холодильной камере 26°С, при температуре окружающей среды 32 °С. Вспомогательный режим работы рекомендуется использовать с целью уменьшения потребляемой мощности, а также для эксплуатации холодильника при окружающей температуре воздуха 25°С и ниже во избежание замораживания продуктов. В камере установлен датчик температуры. При достижении в режиме нагрева максимальной температуры 70°С холодильник отключается. Внутри имеются дополнительные рамки для фиксации вертикально 3 стандартных бутылок.
В отличие от зарубежных термоэлектрических холодильников температура внутри холодильной камеры описываемых холодильников ниже в среднем на 5 °С, а средняя потребляемая мощность — на 10%.»
Переключение с режима охлаждения на режим нагрева было предельно простым — штекер провода вынимался и поворачивался на 180*. А при условии нагрева холодильник становился практически духовым шкафом, удобным для разогрева пищи или напитков (без кипячения). Как в анекдоте: чукча в холодильнике греться будет…
Производитель — Киевский завод «Электробытприбор». 80-е годы, цена — 70 р. 00 коп.

Несколько моделей малого размера были разработаны под конкретные марки советских автомобилей.

Холодильник автомобильный «Кроха»
Разработан персонализировано для для ВАЗ-2101, 2102. Устанавливался под панель приборов, перед ручкой КПП, и в соответсвии с названием не отличался большим объёмом, позволяя разместить несколько бутылок «Буратино» или пива (для употребления на стоянке) . Но был очень функционален и зрительно улучшал практически спартанский интерьер ранних Жигулей.
Производитель — Киевский завод «Электробытприбор». 1988 год, цена — 45 р. 00 коп.

Отдельной темы заслуживает модель автохолодильника, работающая вообще без электричества.

Это уникальный холодильник «Снежинка», выпущенный небольшой экспериментальной партией. Даже инструкция по установке представляла собой не привычный типографский буклет, а несколько листов «отремленных» чертежей — копий заводской документации.
По инструкции — «Предназначен для кратковременного хранения продуктов в дороге. Представляет алюминиевую камеру с термоизоляцией из полистирола, обтянутой чехлом из полихлорвиниловой цветной пленки. Емкость рабочей камеры 8 л. Холодильник подключается к двигателю параллельно с карбюратором. Благодаря разряжению, создаваемому двигателем, в холодильную систему засасывается атмосферный воздух и бензин из бензобака. Эффект охлаждения получается за счет испарения бензина под вакуумом в каналах камеры-испарителя. Холодильник не связан с аккумулятором и не оказывает, отрицательного влияния на двигатель, не требует дополнительного расхода бензина. Понижение температуры до установленного режима происходит в течение 40 — 60 мин. Холодильник может функционировать на любых режимах работы двигателя и на холостом ходу. Устанавливается на автомобили «Волга» ГАЗ-21 и «Москвич 408».
Судя по схеме монтировался он не привычно спереди, под торпедой, а на задней полке, поближе к бензобаку.
Производитель — завод «Автогенмаш» г. Одесса 1971 г., цена — 85 р. 00 коп.

Ну и на последок самый малотиражный представитель данного семейства автомобильных аксессуаров. Мне удалось найти только описание и пару фотографий. Буду рад получить дополнительную информацию от уважаемых читателей, кому удалось столкнуться в реальной жизни с этим прибором. Но лично я с таким названием загрузить что-либо в свою машину просто не рискнул…
Автомобильный термоэлектрический холодильник «Изотоп».
Разработчик — Одесский технологический институт пищевой и холодильной промышленности, ёмкость 4 литра.
Производитель — Днепропетровский завод «Электробытприбор». 1970 год., цена не известна.

Наступление эпохи перестройки внесло свежую струю в технические возможности украинских предприятий.

Завод «Электроприбор», создав совместное предприятие с известной французской фирмы Campingaz, провёл, как сейчас выражаются, ребрендинг своей удачной модели «Холодок» и вышел на международнй рынок
с моделью COLDSTAR 100 / ХТЭП -9,2 (прошу не путать с GoldStar). Все надписи стали выполняться на английском языке, а новый логотип на крышке просто врезали в рамку на место старого, экономя на новой пресс-форме.
По отзывам пользователей, «… это советских холодильник, собран на 4 термомодулях, с оборонки. Реально за сутки охлаждает пиво до замерзания нижних банок. Единственное, там вентилятор шумноват.»
Производитель — Киевский завод «Электробытприбор». 1990-е годы, цена не указана.

Примерно в это же время в продаже появился автохолодильник Кварц Х10.

Не знаю, холодильник какого именно производителя был взят за основу, но модель получилась удачная, с современным ярким дизайном на уровне новинок начала 90-х. Крепкий пластиковый корпус выпускался в 3 цветовых вариантах: серый, голубой и светло-фиолетовый, ручка-переноска при опускании вниз герметично запирала толстую крышку. А адаптер для подключения к сети 220V стал входить в стандартную комплектацию. Инструкция была отпечатана на двух языках: русском и украинском. Согласно ей, «…автохолодильник подключается к прикуривателю и поддерживает в камере температуру на 12-14 градусов ниже температуры окружающей среды. Обьём 10 л. Также может работать на нагрев — режим нагрев/охлаждение выбирается стороной включения вилки шнура. Оснащён устройством, предотвращающем разрядку аккумулятора «в ноль» при выключенном двигателе.
Производитель — Львовский завод «Электронбытприбор», 1990-е годы, цена не указана.

В наступившую постсоветскую эпоху предприятия, производившие на Украине автохолодильную технику, постепенно прекратили её выпуск, поскольку на рынок хлынул поток более дешёвых изделий из Азии. На этом и заканчивается история советских автомобильных холодильников, брутальных, но надёжных и долговечных. И если вам посчистливиться найти в гараже или на антресоли подобного «динозавра», то, стряхнув с него 30-ти летний слой пыли и подключив к сети, не удивляйтесь, что он окажется во вполне рабочем состоянии.

Весьма простой по своей конструкции, термоэлектрический холодильник обладают множеством плюсов:
⊕ Надёжность. Нет подвижных элементов, не считая вентилятора охлаждения — ломаться в нём почти нечему.
⊕ Вибростойкость. Не боится тряски, езды по ухабам и больших кренов — может работать даже на боку и вверх дном.
⊕ Отсутствие хладагента. Нет фреона — нет и утечек. Обслуживания также не требует.
⊕ Бесшумность. Вентилятор охлаждения может шуметь, но не громче компьютерного кулера.
⊕ Работа «печкой». В режиме нагрева можно греть продукты, что делает его актуальным и в зимних путешествиях.
Но есть и некоторые минусы:
⊖ Низкая эффективность. Не стоит ждать термоэлектрических чудес: такой холодильник создаёт разницу температур (наружной и температуры внутри холодильной камеры) около 15–17 °C. Соответственно, если салон машины нагрелся до +25 °C, в холодильнике будет около 10 градусов тепла — лёд в нём точно не довезти.
⊖ Медленное охлаждение/нагрев. Для создания даже такой небольшой разницы температур холодильнику требуется много времени.
⊖ Высокое энергопотребление. С выключенным мотором работающий холодильник в машине не оставишь — быстро разрядится аккумулятор.

Для успешного практического использования нужно соблюдать несколько несложных правил.
Свойства такого вида агрегатов в том, что они не могут создавать в камере какую — то фиксированную температуру, как в системах с компрессорами или аммиачными холодильными агрегатами. Термоэлекрик создаёт температуру на 8 — 14 градусов ниже температуры окружающей среды. Летом не рекомендуется держать автохолодильник в багажнике и на солнце, лучше в салоне и в тенёчке. При загрузке перед включением хорошо использовать так называемые холодильные элементы — пластиковые кирпичики с наполнителем, которые предварительно замораживаются в домашней морозилке и засовываются с едой и питьём в камеру. Реально набитую доверху камеру сам холодильник охладит часа через два, не раньше, а с элементами — за полчаса. Но не надейтесь получить из данного агрегата запотевшую бутылку пива. Как правило, то, что из него достаёшь в дороге — просто приятно прохладное для питья и еда не тухнет за три часа в дороге.
А вот зимой можно сохранить продукты тёплыми и не заморозить нечто необходимое, включив режим подогрева. Греет так же на 8 -14 градусов выше наружнего воздуха.
Агрегаты неубиваемы, поскольку единственная движущаяся часть — микровентилятор. Аккумулятор агрегат посадит точно за 6 часов работы с выключенным мотором автомобиля.
Но в дороге и на пикнике для поездок в компании — вещь незаменимая.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: