Какой газ заправляют в холодильник

Для обеспечения работоспособности любого холодильника используется компрессор, испаритель, конденсатор и специальный хладагент, который в народе называется "фреоном"

Какой газ заправляют в холодильник

Какие виды фреона использовались в холодильниках

Фреоны — это жидкости или газы, как правило, не обладающие цветом и запахом. Они применяются в качестве растворителей, вспенивателей, пропеллентов и хладагентов в холодильных установках. Применение в качестве последнего мы и рассмотрим в данной статье. Фреон в качестве хладагента повсеместно начали применять в холодильных установках в 30-х годах 20-го века. Попытки сделать холодильник абсорбционного типа были и раньше, но используемые тогда вещества не совсем можно назвать фреоном.

В Советском Союзе первые бытовые холодильники компрессионного типа начали выпускать на Харьковском тракторном заводе в 1937 году. С тех пор до сегодняшнего дня сменилось много поколений хладагентов. Одни нужно было менять из-за вреда для человека и окружающей среды, другие — из-за низкой эффективности или дороговизны производства. Современный фреон — это газ или жидкость практически безвредный для человека, тем не менее требующий к себе должного внимания при утилизации и эксплуатации.

Хладагент в системе холодильника

Фреон обладает уникальными свойствами, благодаря которым он и получил широкое распространение в качества хладагента в холодильных установках. При изменении давления меняется его состояние и температура. Контур охлаждения состоит из нескольких деталей. Для того чтобы заставить фреон двигаться по системе установлен двигатель (компрессор). Мотор создает давление газа около 8‑ми атмосфер и закачивает газ сначала в конденсатор (решетка сзади холодильника). В этом месте хладагент немного остывает и поступает в тонкую капиллярную трубку, где при снижении давления происходит сильное разрежение и колоссальное падение температуры. На входе в капилляр температура около 40 градусов и давление 8 атмосфер, а на выходе — давление 0,6 и температура около -20-25С. Далее находится испаритель, который охлаждает камеру устройства.

Как говорилось выше различных фреонов используется и использовалось раньше довольно много. Тип конкретного хладагента зависит от места его применения (бытовые холодильники, промышленные, системы кондиционирования и т.д.). Рассмотрим основные виды фреонов, которые использовались в холодильниках.

Фреон R12

Этот вид фреона широко применялся в бытовых холодильниках вплоть до 1987 года. Во всех советских холодильных аппаратах, в качестве основного рабочего вещества, применялся именно этот хладагент. Так долго его использовали благодаря невысокой цене и довольно большим показателям эффективности. Но в 87-ом году было принято решение запретить его использование, так как считалось, что он негативно влияет на озоновый слой Земли. Впоследствии это утверждение не раз опровергалось в связи с отсутствием прямых доказательств, но фреон R12 так и остался под запретом. Бытует мнение, что его запрет связан с необходимостью ввести на рынок новый продукт с более высокой ценой.

Фреон R134A

Этот тип фреона пришел на смену запрещенному R12. Основной особенностью систем на данном веществе являлось то, что в моторе использовались синтетические масла. Это было как плюсом, так и минусом этих систем. Фреон R134A очень плохо растворял и вымывал масло из системы, что впоследствии приводило к засору капиллярной трубки. Производители бытовых устройств довольно быстро обратили внимание на данный недостаток и отошли от применения этого типа хладагента. Но на сегодняшний день еще можно встретить холодильники, работающие на 134-ом.

Хладагент R600A

Этот вид фреона используется сегодня во всех бытовых холодильниках. Благодаря его применению современные устройства обладают высоким классом энергопотребления. Это связано с тем, что данный газ обладает очень высокой эффективностью и может прокачиваться мотором меньшей мощности. Также системы на R600 работают в вакууме, перед заправкой система вакуумируется. Таким образом давление на входе в мотор ниже атмосферного.

Еще одним достоинством этого революционного вида хладагента является бесшумность работы холодильника. Многие из нас помнят как холодильники старого типа могли разбудить посреди ночи. С современными устройствами такого не происходит. Единственным недостатком данного вещества можно считать его способность к воспламенению. Но, его в системе очень мало и система герметична, поэтому пользователю переживать не стоит даже при появлении утечки.

Купите новый экономичный холодильник Gorenje

Компания Gorenje знаменита на весь мир своей бытовой техникой, которая относится к премиальному сегменту, но при этом имеет весьма демократичную цену. Выбирая холодильник или морозильную камеру «Горенье» вы покупаете высокотехнологичный прибор, который не только будет иметь высокий класс энергоэффективности, но и позволит значительно сэкономить время пользователя.

Холодильное оборудование марки использует только безопасные хладагенты и экономичные компрессоры, которые отличаются низким уровнем шума. Бытовая техника марки работает тихо и практически не мешает сну ребенка. Особенностью холодильников и морозильных камер «Горенье» также является удобство эксплуатации. Ящики и полки внутри камер устройств расположены логично и могут изменять свою высоту. Доступны как однокамерные модели холодильников, так и двухкамерные. При желании посетитель нашего фирменного магазина может выбрать модель типа «Side-by-side» с распашными дверьми. В каталоге можно выбрать модели с льдогенератором или диспенсером для воды, некоторые устройства могут подключаться к водопроводу.

Фирменный магазин

Лучшее место для покупки техники Gorenje — это фирменный магазин. Мы реализуем только оригинальную продукцию, имеющую все необходимые сертификаты соответствия. Техника может быть доставлена прямо на дом. Вы можете проверить комплектацию устройства и оценить его работоспособность. Каждому покупателю выдается полный комплект документов и гарантия.

Эволюция холода: хладагенты в современных холодильниках

Хладагент — это рабочее вещество холодильной машины, которое при кипении и в процессе испарения отнимает тепло от охлаждаемого объекта, а затем после конденсации передаёт его окружающей среде.

Современные холодильники в основном компрессионные и, как следует из названия, имеют компрессор (а некоторые модели даже два). Кроме этого, конструкция предусматривает испаритель. Меж ними циркулирует хладагент. Сначала сжатый компрессором хладагент, находясь в газообразном состоянии, поступает в конденсатор — длинную зигзагообразную трубку. Там он превращается в жидкость и отдаёт тепло окружающей среде. Через специальный регулирующий вентиль жидкий хладагент поступает в испаритель, который находится внутри теплоизолированной морозильной или холодильной камеры. Там давление падает, он начинает кипеть, испаряется, снова превращаясь в газ, отбирая при этом тепло у окружающего воздуха. Камера холодильника охлаждается. Испарившийся хладагент опять сжимается компрессором и попадает в конденсатор. И так цикл повторяется снова и снова. Этот принцип охлаждения используется в большинстве холодильников уже десятки лет.

1 — компрессор; 2 — нагнетательный трубопровод; 3 — конденсатор; 4 — фильтр-осушитель; 5 — капиллярная трубка; 6 — испаритель холодильной камеры; 7 — испаритель морозильной камеры; 8 — всасывающий трубопровод» src=»http://pics.rbc.ru/img/cnews/2008/02/15/1.jpg»>

Схема компрессионного холодильника:
1 — компрессор; 2 — нагнетательный трубопровод; 3 — конденсатор; 4 — фильтр-осушитель; 5 — капиллярная трубка; 6 — испаритель холодильной камеры; 7 — испаритель морозильной камеры; 8 — всасывающий трубопровод

Однако есть и другой тип холодильников, пусть и менее популярный сегодня, — абсорбционные. Циркуляция рабочих веществ: абсорбента (воды) и хладагента (как правило, аммиака), имеющих разную температуру кипения при атмосферном давлении, осуществляется посредством абсорбции. Аммиак поглощается водой, получившаяся смесь подогревается с помощью электрического или газового нагревателя. При этом происходит выпаривание аммиака, который, испаряясь, потребляет теплоту камеры холодильника, то есть способствует её охлаждению. Абсорбционные холодильники в основном маленькие, однокамерные. Яркий пример такой техники — великолукские холодильники «Морозко».

Схема устройства абсорбционного холодильника

Как всё начиналось

История появления холодильников, конечно, не сравнится с историей цивилизации, но всё-таки насчитывает несколько веков. В древности снег и лёд помогали людям сохранять пищу (этот способ длительного хранения продуктов питания пришёл в Европу из северных широт). У народов, населявших те края, замороженные рыба, оленина и ягоды хранились месяцами. Однако в более тёплом климате нужны были специальные ледяные шкафы, а поставлять лёд для них стоило очень дорого. Те, кто не мог себе это позволить, вынуждены были хранить продукты : квасить капусту, солить мясо, сушить фрукты и грибы. Так продолжалось довольно долго. Постепенно начали проводиться различные исследования, способствующие поиску решения вопроса сохранения пищи. Но прорыва удалось достигнуть только в 19 веке. В 1834 году появилась первая холодильная компрессионная машина. мир и столкнулся впервые с хладагентами. В этой машине использовался диэтиловый эфир.

Серийное производство холодильников в начале XX века активнее всего развивалось в США. Практически во всех машинах того времени в качестве хладагента использовались аммиак, различные эфиры и некоторые другие весьма токсичные и опасные для человека вещества. поломок таких агрегатов и контакта людей, в частности, с аммиаком высокой концентрации нередки были даже смертельные случаи. Поэтому учёные стали искать другие вещества, которые можно использовать в качестве хладагентов. Так появились фреоны.

Один из первых серийных американских холодильников — Frigidaire

Воцарение фреонов

Фреоны — это химические соединения на основе метана или этана. Их физическое состояние — газы без цвета и запаха, безвредные для человека. Первой фреон синтезировала американская компания «Кинетик Кемикалз Инк» в начале годов прошлого века. Эта же фирма и дала название новому веществу. Тогда же было введено его обозначение: латинская буква «R» (по первой букве английского слова Refrigerant) — и цифры: код, определяющий свойства. Первый фреон назывался (дифтордихлорметан). Фреон из чистого метана имеет марку , а из этана — . Все остальные фреоны получаются смешением этих двух газов и замещением атомов водорода атомами хлора или фтора.

Сейчас в мире синтезировано более четырех десятков различных фреонов, отличающихся по свойствам и химическому составу. Основные требования, которые предъявляются к фреонам, — это минусовая температура кипения при атмосферном давлении, конденсация при низком давлении, а также высокая хладопроизводительность. Кроме этого, необходимы высокий коэффициент теплопроводности и теплопередачи. Желательна и низкая стоимость. Таким требованиям лучше других раньше отвечали фреоны R-12 и R-11 (фтортрихлорметан), использовавшиеся обычно в бытовых холодильниках, а также R-22 (дифторхлорметан), применявшийся в низкотемпературных промышленных холодильных установках. Для получения очень низких температур были разработаны хладагенты , и .

Скрытая угроза

Всё шло прекрасно: и производители, и потребители были довольны. К 1976 году объём производства того же достиг почти 340 тысяч тонн. Определённая часть из этого количества предназначалась как раз для холодильных систем, систем охлаждения воздуха, баночек с аэрозолями Но годы прошлого века стали началом «тяжелых времён» для уже привычных фреонов. Ученые, исследовавшие причины нарушения озонового слоя Земли, пришли к выводу, что многие фреоны наносят ему ощутимый вред. Также оказалось, что фреоны участвуют в возникновении парникового эффекта, потому что задерживают инфракрасное излучение, которое испускает земная поверхность, а следовательно, способствуют глобальному потеплению.

Читайте также  Как правильно заморозить крыжовник

Вообще, «экологическая опасность» фреонов зависит от содержания трех составляющих: хлора, фтора и водорода. Чем меньше атомов водорода, тем дольше фреон не разлагается и не наносит вред окружающей среде. А по мере увеличения числа атомов хлора растёт токсичность и озоноразрушающая способность фреонов. Вред, наносимый такими веществами озоновому слою, оценивается величиной озоноразрушающего потенциала. Чем он больше, тем вреднее фреон. Так, самый распространённый ранее — — имеет потенциал равный 1, — 0,05, а наиболее вредными являются фреоны , , у которых озоноразрушающий потенциал достигает 13.

Чтобы защитить нашу планету от разрушительной деятельности человека, в 1987 году в соответствии со специальной программой ООН вступил в действие «Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой», предусматривающий постепенное сокращение производства и потребления ряда вредных фреонов. Поэтому с тех пор в холодильниках не используют , . В 1992 году на конференции в Копенгагене было принято решение и о прекращении производства озоноопасных фреонов R11, R12 и R502 с 1 января 1996 года. Заменой им стали озонобезопасные хладагенты, такие, как , или (все три: гидрофторуглеродные соединения). Правда, безопасные агенты, например, R134а зачастую не отличаются прекрасными физическими и термодинамическими свойствами, и к тому же стоят довольно дорого, например, килограмм в 7 раз дороже такого же количества обычного . Также используются смеси, из нескольких хладагентов.

Озоновый слой планеты всё ещё под угрозой, хотя за 20 лет, прошедших с подписания монреальского протокола, есть ощутимые позитивные изменения. Фото сделано спутником NASA

Альтернатива фреонам

Однако и сегодня постоянно ведутся исследования, учёные пытаются синтезировать новые, максимально экологичные, более качественные по своим свойствам хладагенты. Разработкой альтернативных хладагентов озабочены многие государства, вкладывающие значительные финансовые средства в соответствующие исследования. По оценкам специалистов, за последние шесть лет на синтез новых хладагентов было потрачено свыше 2,4 миллиардов долларов.

Синтезированы хладагенты из пропана (R290), этилена (R1150), пропилена (R1270), изобутана (R600a). Производство холодильников, работающих на изобутане, освоили многие производители, причём не только в Европе или в Америке, но и на просторах бывшего СССР. Например, белорусская фирма Atlant предлагает покупателям модель за 15000 рублей, да и остальные свои модели этот производитель «перевёл» на безопасный изобутан.

Примеры моделей с хладагентом R600A:

Фирмой Du Pont был разработан ряд новых смесей хладогентов, известных под марками SUVA MP, SUVA МР39 (R401A), SUVA MP52 (R401C) и некоторые другие.

Увы, пока говорить о идеальном по своим характеристикам хладагенте рано. Сегодня главное то, что удалось разработать хладагенты безопасные для человека и окружающей среды. Именно они и используются в бытовых холодильниках и кондиционерах. Ну, а дальнейшее их совершенствование — дело времени.

Чем заправить холодильник и как правильно это делать

Холодильник – частый в использовании предмет повседневного обихода. Представление об его внутреннем устройстве поможет понять, чем заправляют холодильник и как вести себя в случае поломок.

Фреон – общее название хладагентов, которые используют для заправки холодильников. Само это вещество производители уже не используют – оно оказалось токсичным и опасным для человека. Вместо него появились иные газы, но название для них осталось прежнее – фреоны.

  1. Значение фреона в работе холодильника
  2. Необходимость заправки холодильника
  3. Разновидности фреона
  4. Предварительные работы
  5. Необходимое для заправки
  6. Очистка системы
  7. Порядок заправки холодильника в домашних условиях
  8. Заключение

Значение фреона в работе холодильника

Фреон отвечает за главную функцию холодильника – охлаждение.

Газ приходит в движение за счет компрессора. На приборной панели сзади образуется высокое давление (там он циркулирует в жидком виде), а на испарителе – низкое (там испаряется). Фреон забирает тепло камеры и нагревает решетку задней стенки; за счет этих процессов образуется холод. Хладагент переходит из одного состояния в другое и обратно, благодаря чему камера охлаждается.

Необходимость заправки холодильника

У фреона нет ограничений в сроке эксплуатации. Необходимость в заправке холодильника возникает в том случае, когда вещество частично или полностью перестало циркулировать в компрессоре – если произошла утечка.

Причиной утечки становятся механические повреждения самого холодильника или его составляющих. Если вы вдруг повредили внутреннюю поверхность, и послышалось шипение – это выходит фреон. В остальных случаях определить утечку по внешним признакам, скорее всего, не получится – фреон не имеет ни запаха, ни цвета.

Признаки, позволяющие заподозрить утечку:

  • морозильная камера перестала выполнять холодильную функцию, что привело к скорой порче продуктов;
  • образование лужи под холодильником – признак того, что продукты в морозильнике тают;
  • возникли наросты снега внутри холодильника, коррозия по периметру дверцы;
  • холодильник перестал работать – фреон из компрессора улетучился полностью;
  • мигает индикатор, сообщающий, что температура выше необходимого значения.

Важно! Фреон – газ взрывоопасный, поэтому его утечка может повлечь за собой серьезные последствия. А вот опасаться отравления фреоном не стоит: вне зависимости от разновидности его объема недостаточно для нанесения вреда человеку.

Чтобы выяснить, сколько фреона в холодильнике и какого он типа, надо найти эту информацию в техническом паспорте или посмотреть на специальной бирке, имеющейся на каждом компрессоре холодильника.

Разновидности фреона

Фреоны для холодильников бывают четырех типов:

  1. R134a полностью безопасен для человека и окружающей среды, не взрывается и не воспламеняется.
  2. R12 не приведет к удушью, потому как объема из одной охладительной системы для этого не хватит. При температуре выше 330 °C R12 токсичен. Производители редко используют его в холодильниках. Разрушает озоновый слой.
  3. R22 при температуре выше 250 °C токсичен. Встречается в старых моделях. Разрушает озоновый слой.
  4. R600а опасен только в высокой концентрации, которой не достигнуть объемом одного агрегата. Используется в большинстве холодильников.

Если возникла утечка, необходимо как можно скорее обнаружить и устранить причину. Важно также восстановить объем фреона в компрессоре.

Предварительные работы

Заправка начинается с подготовки оборудования и сопровождается соблюдением некоторых правил техники безопасности:

  1. Отключить холодильник от электропроводящей сети.
  2. Нельзя включать аппараты, выделяющие большое количество тепла, и курить в помещении, где проводится процедура.
  3. Прибор надо заземлить и изолировать площадь, на которой будет происходить ремонт.
  4. После спуска или закачки газа проветрить помещение в течение 15 минут как минимум.
  5. Необходимо внимательно изучить инструкцию. Производители указывают, что именно допускается заливать в холодильник. Каждый из агрегатов имеет свои особенности, о которых следует узнать перед началом работы.

Первым делом выявляют место утечки визуальным осмотром или, при необходимости, применив течеискатель. Перед запаиванием спускают фреон вакуумным насосом с трубопровода. После этого место утечки запаивают, но если повреждения велики, такой испаритель подлежит замене.

Необходимое для заправки

Самостоятельная заправка холодильника – дело трудоемкое и небезопасное. Перед началом процесса следует убедиться в наличии всего необходимого для этого:

  1. Фреон. Чтобы выяснить, сколько нужно фреона для заправки холодильника и его наименование, необходимо просмотреть технические данные в паспорте или найти эту информацию на этикетке компрессора. Не стоит экспериментировать и пытаться заправить холодильник чем-то другим, кроме фреона, – это приведет к поломке. При транспортировке баллона следует соблюдать меры предосторожности.
  2. Фильтр-осушитель. Его нужно заменить, если нарушилась герметичность холодильной системы. Иначе там будет скапливаться влага, которая спровоцирует еще одну поломку.
  3. Вакуумно-насосная станция, нагнетательный насос, вакуумный насос. Эти предметы необходимы для проведения опрессовки, вакуумирования охлаждающей системы и заполнения ее фреоном. Покупка вакуумно-насосной станции обойдется дороже, чем вызов мастера по ремонту, поэтому рекомендуется взять ее напрокат.
  4. Клапан Шрадера. С ним создается вакуум и повышенная сила напора. Автомобильный ниппель для этого не приспособлен, вместо клапана Шрадера его использовать нельзя.
  5. Два манометра (красного и синего цвета) и три шланга (желтого, синего и красного цветов). Манометр синего цвета применяется, чтобы контролировать численные показатели атмосфер всасывания, а манометр красного – для контроля показателей атмосфер нагнетания.
  6. Баллон с азотом. С его помощью продувают охладительную систему. При показателях в баллоне выше 6 атм для заправки требуется еще и редуктор, чтобы снизить силу напора до нужных пределов.

Очистка системы

До начала заправки систему очищают от оставшегося в ней фреона.

Для этого фильтр-осушитель зажимают при помощи игольчатого захвата и прокалывают там, где виднеется медь. Чтобы воздух в месте проведения работ не загрязнялся, газ следует стравить через трубку, выведенную на улицу через окно. После систему продувают азотом, чтобы убрать ненужную влагу.

После удаления фреона из устройства устанавливают клапан Шрадера, чтобы закачать новый.

Порядок заправки холодильника в домашних условиях

Перед проведением работ вентили на манометрах поставьте в положение “Закрыто”. Далее:

  1. Синий шланг подключите к трубке для заправки системы. Примените для этого штуцер.
  2. Желтый шланг зафиксируйте на баллоне с фреоном.
  3. Красный шланг присоедините к клапану Шрадера.
  4. Плавно откройте клапан на синем манометре и заполните систему фреоном из баллона. Нагнетатель должен доходить до показателя 0,4–0,5 атм. После этого перекройте оба вентиля.
  5. Включите компрессор на полминуты или чуть больше, а затем выключите.
  6. Открепите желтую трубку от баллона, на ее место присоедините вакуумный насос.
  7. Включайте насос после того, как будет закручен вентиль синего цвета до упора на трубопроводе. Насос следует держать включенным 9–10 минут, больше не требуется.
  8. Уберите желтый шланг от насоса и подключите к баллону с фреоном. Отключите желтую трубку от коллектора. На 1-2 сантиметра отведите ее в сторону, чтобы из системы вышел лишний воздух. Потом откройте клапан.
  9. Подключите желтый шланг обратно, откройте синий вентиль. Агрегат начнет заправляться. По достижении нужного значения вентиль перекройте.
  10. Включите компрессор, наблюдая за манометром. Если отклонений от нужной силы напора в атмосферах нет, перегните трубки.
  11. Перегнутые трубки запаяйте во избежание утечки.
Читайте также  Чем убрать желтизну в холодильнике

Заключение

Фреон обеспечивает основную функцию холодильника, поэтому важно, чтобы в системе охлаждения он всегда присутствовал в необходимом объеме. Медлить при обнаружении утечки не стоит. Если вы решили самостоятельно заправить холодильник фреоном, внимательно изучите инструкцию и указания к действиям. Соблюдайте меры безопасности при проведении работ, следите за показаниями манометров при закачивании газа.

Если нет возможности провести заправку холодильника фреоном в домашних условиях, обратитесь в специальный сервисный центр или найдите мастера через частные объявления.

Каким фреоном заправляют холодильники и как определить его тип

Обновлено: 4 марта 2021.

В этой публикации мы расскажем, какой хладагент используется в холодильниках, современных и старых. Опишем особенности фреонов, их перспективы. Вы узнаете, как определить, каким хладоном заправлен ваш холодильник.

Какие фреоны используют в холодильниках

В бытовых и коммерческих холодильниках в разные времена использовались свои хладагенты. Вот полный список:

В некоторых холодильниках можно встретить более редкие газы. Они являются кустарной заменой традиционным. Иногда мастера используют их с небольшой модернизацией системы. Чаше всего встречаются хладагенты:

  • R-22 (Дифторхлорметан);
  • R-502;
  • R-406.

Устаревшие хладагенты из 19 века

С 19 века в холодильниках и морозильных камерах использовали хладагенты исходя из эффективности и доступности. Но они были токсичными и вызывали отравления при утечках. Всего применяли три газа:

  1. R-717 (Аммиак);
  2. Диоксид серы;
  3. R-40 (Хлорметан).

Некоторые производители выпускали холодильное оборудование на этих газах до 70-х годов 20 века. Но большинство перешло на более современный (на то время) хладон R12.

Запрещенный R-12

По характеристикам фреон R12 – один из наиболее эффективных хладагентов. Он применялся в автомобильных кондиционерах на западе. Также использовался почти во всех советских холодильниках, таких как:

  • Днепр;
  • Минск;
  • ЗиС и ЗиЛ;
  • Смоленск;
  • Бирюса;
  • И во многих других.

Согласно протоколу, производство хладагента запрещено в развитых странах с 1996 года, в развивающихся с 2010. Его разрешено использовать только как средство пожаротушения в подводных лодках и авиации.

R-134a

Хладагент R-134a был разработан как альтернатива запрещенному R-12. У него не такие хорошие характеристики, в частности холодопроизводительность. Для его работы требуется не минеральное, а более дорогое, синтетическое масло.

R134-a не горюч, не токсичен. Его потенциал разрушения озонового слоя ODP равен 0. Потенциал глобального потепления GWP составляет 1430. Это в 5,65 раз меньше, чем у фреона R12. Сферы применения хладагента R134a:

  • Автомобильные кондиционеры;
  • Холодильники;
  • Среднетемпературные морозильные камеры;
  • Растворитель в органической химии;
  • Вспениватель пластиков;
  • Наполнитель для аэрозолей.

R-600a, изобутан

Этот хладагент использовался с начала 20 века в холодильниках и морозильных камерах. Но после появления R12 он был забыт на долгие годы. Повторно его начали использовать с 1993 года. По своим характеристикам он аналогичен хладагенту R134a. Но имеет ряд отличий. Ранее мы рассматривали тему, какой хладагент лучше, R134a или R600a.

У хладагента R600a потенциал разрушения озонового слоя ODP равен 0. Потенциал глобального потепления GWP менее 0,001. При этом он работает с минеральными маслами. Единственный недостаток – относительно высокая горючесть.

В некоторых странах запрещено использовать изобутан для заправки холодильников, например, в США. Все выпускаемая там холодильная и морозильная техника работает на R-134a или R-290. Запрет лоббируют производители этих хладагентов, чтобы захватить рынки сбыта.

Под маркировкой фреона R290 скрывается обычный пропан. С недавних пор его начали рассматривать как альтернативу традиционным хладагентам. Характеристики хладагента R290 позволяют использовать его в бытовых и коммерческих холодильных установках.

Потенциал разрушения озонового слоя ODP у хладагента R290 – 0. Потенциал глобального потепления GWP – 3. Он используется с полиолэфирными синтетическими маслами. По своим характеристикам и химической активности схож с R600a.

В 1994 году начался выпуск бытовых холодильников на хладоне R290 или его смеси с R600a. В Германии было выпущено более 1000 штук. С тех пор их активно выпускают следующие страны:

  • Аргентина;
  • Бразилия;
  • Индия;
  • Китай;
  • Турция;
  • Чили.

R-1234yf (2,3,3,3-тетрафторэтан)

Этот хладагент пришел на смену R134a и является его модификацией. Химическое отличие в расположении атомов. У обоих фреонов озоноразрушающий потенциал слоя ODP равен 0. Потенциал глобального потепления GWP у хладагента R1234yf равен 4. Это в 350 раз меньше, чем у R134a.

R1234yf используют для заправки кондиционеров в автомобилях новых марок. Со временем R134a уйдет с рынка согласно Киотскому протоколу. Есть большая вероятность, что R-1234-yf будут использовать в холодильниках и морозильных камерах.

По американскому законодательству газ изобутан (R-600a) запрещено использовать в холодильниках. Причина – его горючесть. Поэтому, когда R134-a запретят, альтернатив будет немного. К тому же, оба хладагента взаимозаменяемые.

Как определить, каким фреоном заправлен холодильник?

Неважно, какой холодильник у вас – LG, Индезит, Атлант, Орск, Samsung, Стинол, Бирюса или другой. В 95% случаев используется два варианта хладагента: R600a или R134a. Узнать, какой из них заправлен, можно на специальном шильдике (см. фото).

Шильдик с видом и массой хладагента в холодильнике.

Этот шильдик располагается на внутренних стенках холодильника. Обычно со стороны, в которую открывается дверца. Реже он наклеивается на заднюю панель, за ящики для овощей. Еще реже – с тыльной стороны холодильника. Нередко такой же шильдик клеят на компресор.

На шильдике указывается марка хладагента и его количество. Но если холодильник ремонтировали или заправляли фреоном, могут быть проблемы. Некоторые мастера модернизируют систему под другой хладагент. Другие просто меняют фреона на другой тип. Это обычно указывают на наклейке, которую клеят на компрессор.

В этой публикации мы рассказали, какие хладагенты используются в холодильниках. Описали их особенности, прошлое и будущее фреонов. Надеемся, она была вам полезна. Не забудьте поделиться публикацией с друзьями и коллегами!

Хотите получить помощь мастера, специалиста в этой сфере? Переходите на портал поиска мастеров Профи. Это полностью бесплатный сервис, на котором вы найдете профессионала, который решит вашу проблему. Вы не платите за размещение объявления, просмотры, выбор подрядчика.

Если вы сами мастер своего дела, то зарегистрируйтесь на Профи и получайте поток клиентов. Ваша прибыль в одном клике!

(Пока оценок нет)

Немного о фреонах

Поговорим немного о фреонах.

Каждый пользователь знает что в холодильнике есть фреон. Но чаще всего представляет себе что он жидкий, как вода перетекает по трубкам холодильника. Но это не совсем так. Попробую немного «разжевать» эту тему для вас.

Начнём по порядку. Что такое фреон? Если речь идёт о бытовых холодильниках, то давайте погорим в этом теме именно о них. В промышленном и торговом холоде принцип работы практически такой же, отличаются только свойства и названия фреонов.

Во первых название. Фреон, правильно называть — хладагент (от слов «холодильный» и «агент»). Разновидность хладагентов насчитывает несколько десятком разных марок. Слово — «Фреон» это название старой американской компании которая почти сто лет назад начала выпускать хладагент R12, и с тех пор люди называют хладагент — фреоном.

Хладагент это бесцветный газ или жидкость (при определенных условиях, давлениях) не имеющий запаха.

И в вашем домашнем холодильнике в разных местах холодильного контура, есть как газ, жидкость, и паро-жидкость. О этом есть отдельная статья, с познавательным видеороликом на котором я наливаю фреон в пластиковый стаканчик. Если интересно тыц.

Марки и применимость хладагентов.

В старых бытовых холодильниках, которые ещё иногда встречаются у пожилых людей или на дачах, в холодильный контур, был заправлен хладагент R12. Всем известные холодильники — «ЗИЛ», «Донбасс», «Минск», «Днепр» и другие марки которые были практически в каждой семье вплоть до начала 90 годов прошлого столетия.

Хладагент (ХА) R12 — это бесцветный хлор содержащий газ, с легким эфироподобрым запахом. Попадая в атмосферу разрушает озоновый слой атмосферы, поэтому на сегодняшний день запрещён к производству, хотя ещё встречаются аппараты работающие на этом ХА. Да и в продаже можно найти, если сильно захотеть. На смену ХА R12, пришёл R134a.

Хладагент R134a — это смесь газов, по температурным свойствам очень похож на R12, но не содержит хлора, тем самым не разрушающий озоновый слой нашей голубой планеты.R134a и сегодня, в 2017 году, часто встречается при ремонте бытовых холодильников. Но Холодильники с таким ХА уже не выпускаются. Кстати, этот хладагент до сих пор заправляют в автомобильные кондиционеры. К недостаткам R134a можно отнести его способность к закупориванию капиллярной трубки. Наверняка вы могли слышать такую неисправность как «засор капилляра«. Об этом отдельно у меня есть небольшая статья. Производители хладагентов, не стоят на месте и постоянно изобретают что то новенькое. И чтобы это «новенькое» хорошо продавалось находят недостатки в существующих ХА, и переводят весь мир на новые, «свежеиспеченные» газы. И делают это на правительственном уровне. Так что вариантов у производителей оборудования нет, приходится подстраиваться. Вот так и с R134a. В 90 годах это крутая новинка, а в 2000 ых оказывается что этот газ вызывает парниковый эффект в атмосфере. Плюс неприятности с «засорами капиллярных трубок». Срочно нужно что то менять. И вот на смену R134 приходит новый хладагент.

R600a — изобутан. Бесцветный ГОРЮЧИЙ газ. В обычной зажигалке находится как раз изобутан. Теоретически газом из нескольких зажигалок можно заправить бытовой холодильник. ХА R600a по сей день, в 2017 году, производители всего мира используют как холодильный агент применяемый для заправки бытовых холодильников. Единственный существенный недостаток — это ГОРЮЧИЙ хладагент. Хоть доза его в обычном бытовом холодильнике невелика (от 30 до 70 граммов , в зависимости от размеров шкафа) но иногда все же бывают единичные случаи возгорания и даже пожаров.

Читайте также  Можно ли ставить холодильник рядом с трубой

Как определить какой хладагент в вашем холодильнике? Очень просто. В каждом холодильнике есть информационная табличка (шильдик).Располагается она чаще всего внутри холодильного отделения аппарата, может быть спрятана за овощным ящиком. Реже шильдик можно встретить внутри морозильного отделения. И сосем редко на современном аппарате можно найти эту табличку, снаружи, на задней стенке холодильника. На шильдике написана не только марка хладагента, но и масса, заправленная в систему этого холодильника. Так же, марка ХА дублируется на шильдике самого компрессора Так что если Вам нужно узнать информацию о «фреоне» Вашего холодильника вы это можете легко узнать.

Опасен ли фреон?

В небольших концентрациях, при комнатных температурах фреон не токсичен, взрывобезопасен (Кроме горючих газов R600a, R290 итд) и инертен. Но при попадании хладагента на открытое пламя, или при соприкосновении с поверхностями выше 500 градусов, разлагается на фтористый или хлористый водород, которые поражают слизистые оболочки. И самое опасное, при таком нагреве образуется ядовитый газ фосген, надышавшись которого можно пойти «дорогой цветов». Каждый холодильщик наверняка отчетливо знает этот запах. При огневых работах с оборудованием, в котором еще остался хладагент, работы проводить запрещено!

Фреоны для холодильника: коротко о каждом

Любознательный владелец всегда хочет знать все о своей технике. И это правильно! Ведь при правильной и грамотной эксплуатации ваши приборы будут служить вам долго и преданно.

Если говорить о бытовом холодильнике, то здесь важной информацией являются сведения о том, каким фреоном заправлен ваш агрегат.

  1. Хладагенты, используемые в холодильниках
  2. Подробнее о хладагентах. Типы
  3. R12.
  4. R-134a
  5. R600a (изобутан) – тот самый случай, когда все новое- хорошо забытое старое.
  6. R290
  7. R1234yf (2,3,3,3-тетрафторэтан)
  8. Как узнать, какой фреон работает в вашем холодильнике?

Хладагенты, используемые в холодильниках

Хладагент (сокращение от слов «холодильный агент») – это рабочее вещество с низкой температурой кипения (испарения), при помощи которого происходит охлаждение в холодильных установках. Все хладагенты обязаны соответствовать государственным и международным стандартам:

– они должны быть нейтральными к металлам, пластмассам и другим материалам, используемым при изготовлении холодильников;

-при смешивании с маслами и с воздухом они не должны быть взрывоопасными и воспламеняющимися;

– они должны быть безопасными для человека и окружающей среды.

В бытовых и коммерческих холодильных установках в разные времена использовались разные хладагенты.

Существует множество типов хладагентов (они же фреоны, они же хладоны). По мере того, как развивалась техника, химия и физика, устаревшие вещества заменялись новыми, более технически совершенными и безопасными.

Свою историю использования в холодильниках фреоны начали с 1841 года, когда по методу Эванса Джон Гори был построен первый охлаждающий прибор.

Используемые в 19 веке хладагенты были токсичными, и при утечках вызывали отравления. В качестве фреонов применялись следующие газы: R-717 (аммиак); диоксид серы; R-40 (хлорметан). Использовались они некоторыми производителями вплоть до 70-х годов 20 века. Однако самым современным на тот период времени был фреон R12. На него и перешло большинство предприятий, выпускающих холодильники.

Подробнее о хладагентах. Типы

Остановимся подробнее на каждом из типов фреонов по мере их внедрения в промышленность.

При обычных условиях R12 представляет собой газ без цвета и запаха, не представляющий серьезной опасности для здоровья человека. В среднем по размеру холодильнике его меньше 100 граммов, при разгерметизации системы он быстро улетучивается.

Родиной этого хладона являются США, а производство началось в 1931 году.

На этом хладагенте работали старые добрые «Минск», «Смоленск», «Бирюса», «ЗиЛ» и все старые советские холодильники.

Фреон R12- высокоэффективный хладагент. При низкой цене и способности к взаимозаменяемости с другими хладонами у R12 есть более чем существенный недостаток: он имеет высокий потенциал разрушения озонового слоя, поскольку в своем составе содержит хлор. Поэтому он попал под запрет для использования в бытовой технике, что закреплено Монреальским протоколом 1987 года. Данным документом его применение допускается только в качестве средства для тушения пожаров в авиации и на подводном флоте. А использование в качестве фреона в бытовых холодильниках предписано было прекратить к 1996 году. Вопрос о влиянии R12 на озоновый слой планеты до сих пор остается спорным, многие ученые считают степень его опасности сильно преувеличенной. Тем не менее закон суров, но на закон! Поэтому пока не будет доказана абсолютная безопасность фреона для окружающей среды, едва ли он вернется в наши холодильники.

Из минусов фреона стоит отметить также высокий уровень шума и энергопотребления.

R-134a

В качестве замены запрещенному R-12 был разработан фреон R-134a. Его родиной также являются США. Новый озонобезопасный фреон R 134а нельзя было использовать в холодильниках, разработанных для R12. Для перевода производства бытовых холодильников с R12 на R134a нужны были существенные изменения конструкции компрессоров, электродвигателей и всей охлаждающей системы. Такое переоснащение требовало больших финансовых затрат, поэтому внедрение этого хладагента в отечественное производство шло медленно..

Газ обладает высокой холодопроизводительностью. Он не токсичен и не горюч. В отличие от своего предшественника он не причиняет вреда озоновому слою планеты – его потенциал разрушения озонового слоя (ODP) равняется нулю. Однако он не является абсолютно экологичным, так как обладает высоким потенциалом глобального потепления, хоть и в 5,65 раз более низким, чем у предшествующего R12, но все – таки существенным для влияния на парниковый эффект планеты.

При работе в качестве фреона сочетается с синтетическими маслами, более дорогостоящими, чем минеральные.

Помимо фреона для холодильника R134a используется для заправки автомобильных кондиционеров, в качестве растворителя в органической химии, а также в качестве наполнителя аэрозолей.

В России взамен R12 помимо R134a и применялись отечественные хладоны: бутан, диметиловый эфир, пропан, изобутан и их смеси. Российские смеси – хладагенты известны под марками: С-1 (смесь углеводородов и фторуглеродов), С-2, СМ-1 (смесь R134a/R218/R600), Экохол-3.

R600a (изобутан) – тот самый случай, когда все новое- хорошо забытое старое.

В качестве хладона он применялся с начала20 века, но был незаслуженно вытеснен фреоном R12 вплоть до 90-х годов 20 века. Обладает высокой эффективностью производства холода, при этом практически абсолютно экологичен: потенциал разрушения озонового слоя (ODP) равен нулю. Потенциал глобального потепления (GWP) менее 0,001, этим он более выгодно отличается от R-134a.

Его производство налажено в России.

По теплофизическим и эксплуатационным характеристикам R600a значительно превосходит R134a. Им заправляют самые экономичные по потреблению электроэнергии холодильники класса А+ и А++ .

R600a является природным углеводородом, поэтому в качестве хладона долгое время не использовался из-за повышенной пожароопасности. В современных холодильниках доза заправки настолько мала, что практически снимает проблему пожароопасности: даже при полной утечке фреона из холодильника его концентрация в обычной кухне будет ниже допустимой в десятки раз.

При работе в качестве хладона сочетается с минеральными маслами (более дешевый вариант).

Около 10 % бытовых холодильников в мире и более 35 % в Европе (в том числе холодильники «Атлант») работают на R600a.

Единственный, но существенный недостаток этого фреона- горючесть. Из преимуществ изобутана можно добавить низкий уровень шума и низкое энергопотребление. Это стало возможным благодаря использованию компрессоров пониженной мощности.

Законодательство США запрещает использовать газ изобутан в холодильниках по причина его горючести.

Хладон R290 представляет собой газ пропан. Первыми его в качестве хладагента стали использовать в США, он и сейчас там наиболее популярен. В других странах (Германия, Турция, Индия) его стали применять в качестве фреона относительно недавно, с середины 90-х годов 20 века. Используется он как в бытовых, так и в промышленных установках.

Характеристики хладона R290 аналогичны изобутану. Однако он менее экологичен: его потенциал глобального потепления (GWP) равен 3.

При работе в качестве хладона сочетается с полиолэфирными синтетическими маслами. Следите за форсунками!

R290 используется в качестве фреона не только в чистом виде, но и в составе смеси с R600a.

R1234yf (2,3,3,3-тетрафторэтан)

Этот фреон – модифицированная версия R134a (химическое отличие в расположении атомов), который был изначально призван заменить его, чтобы достичь большего показателя экологичности: в результате потенциал глобального потепления (GWP) у хладона R1234yf в 350 раз меньше, чем у R134a и равняется 4.

В настоящее время R1234yf применяется для заправки автомобильных кондиционеров, однако в соответствии с Киотским протоколом 1997 года, ограничивающим выбросы в атмосферу «парниковых газов», страны обязаны докладывать в международный комитет по защите климата Земли о таких выбросах. Поэтому очевидно, что R1234yf в скором времени полностью заменит R134a и в качестве хладона для холодильников.

Как узнать, какой фреон работает в вашем холодильнике?

Здесь вариантов немного: независимо от марки холодильника это будет скорее всего R600a или R134a. Чтобы узнать точно, прочтите технический паспорт холодильника или взгляните на бирку, которая находится на внутренней стенке холодильника. Если не найдете на боковой стенке, значит, она расположена на задней стенке за ящичками для овощей. И уж совершенно точно такая бирка есть на компрессоре. Помимо типа фреона на бирке есть информация и о его количестве. Если же в холодильнике была произведена замена одного типа фреона на другой, информация об этом также должна быть на этикетке, которую мастера наклеивают на компрессор холодильника.

Тип фреона для потребителей не имеет существенного значения, пока холодильник исправен и нормально работает. Когда появляется необходимость в ремонте вашего агрегата, мастер обязательно уточнит тип хладона. Так или иначе, думаем, информация была полезной для наших любознательных владельцев холодильников.

Сергей Серомашенко/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с ремонтом и обслуживанием бытовой техники. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Серомашенко.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
APC-MASENERGO.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: