Кто придумал кондиционер в машине

Кондиционер, как механическая система используемая для охлаждения помещений, возник в 1902 году. Инженер и изобретатель из Америки по имени Уиллис Карриер создал для бруклинской типографии в Нью — Йорке охладительную машину.

Кто придумал кондиционер в машине

История автомобильных кондиционеров

Кондиционер, как механическая система используемая для охлаждения помещений, возник в 1902 году. Инженер и изобретатель из Америки по имени Уиллис Карриер создал для бруклинской типографии в Нью — Йорке охладительную машину.

Но история начинается гораздо раньше. Уже в 1815 году Жанн Шабаннес запатентовал метод урегулирования и кондиционирования уровня температуры в жилых домах и других зданиях. Как видно, идея довольно долго ждала своего воплощения.

История развития кондиционеров имеет свою периодизацию:

  • 1815 г. — британский патент француза Жанна Шабаннеса;
  • 1902 г. — бруклинская типография для улучшения условий печати использует холодильную машину Уиллиса Карриера;
  • 1924 г. — в одном из магазинов Детройта установлена система кондиционирования (наблюдался феноменальный наплыв посетителей);
  • 1929 г. — компанией General Electric выпущен первый комнатный кондиционер, в котором в качестве охладительного вещества был использован аммиак. А как известно, небезопасный для здоровья человека элемент;
  • 1931 г. — аммиак заменен изобретенным и протестированным фреоном, безопасным для человека хладагентом.

Из истории автокондиционеров.

Естественно, что первые идеи о том, что необходимо охлаждать салон появились на свет вместе с первыми автомобилями.

Изначально, для таких целей была разработана система воздухоотводов под днищем машины. Идея практически сразу показала свою непрактичность, так как пыль и грязь попадали в салон почти беспрепятственно.

В 1884 году американец Уильям Вителей для охлаждения автомобиля предложил использовать кубики льда. Располагаясь на решетке в поддоне под автомобилем, должны были его охлаждать. Но должного эффекта достигнута не было, этот способ только слегка помогал пассажирам во время поездки.

После того, как появились холодильные машины компрессионного типа, ситуация в корне изменилась. В 1939 году в автомобиле впервые установили кондиционер, это был Паккард. Естественно, система кондиционирования была далека от совершенства. Чтобы воспользоваться кондиционером нужно было заглушить автомобиль, подключить кондиционер и запустить двигатель снова. После того, как салон охладится, действия нужно было повторить в обратной последовательности и только тогда можно было ехать дальше.

В 1941 году Кадиллак выпускает уже 300 автомобилей, на которых установлена система кондиционирования. К 1966 году число автомобилей с кондиционерами достигло 3,5 тысячи, а еще через 20 лет их было около 20 миллионов.

На современном этапе развитие кондиционирования достигло такого уровня, что уже никто не удивляется, если на машине установлен кондиционер и климат-контроль. Даже на DAEWOO TICO с объёмом двигателя 0,8 литра смогли поставить, правда в горку со включенным кондиционером малютка не едет — глохнет.

В СССР об автокондиционерах никто не думал — мы строили коммунизм. Только на некоторых автомобилях представительского класса стояли кондиционеры.

В период перестройки были выпущены небольшие партии кондиционеров для автомобилей «Жигули» и «Волга». Но, к сожалению, дальнейшего развития не последовало, производство закрыли с распадом СССР.

Сейчас российский автопром шагнул вперед и на наши драндулеты все таки научились ставить автокондиционеры. Но качество желает оставлять лучшего, к сожалению.

На сегодняшний день, в мире наблюдаются тенденции к снижению общего уровня качества выпускаемых автомобилей, что естественно сказалось и на автокондиционерах. Так как живем во времена общества потребления, то зачем делать хорошо и надолго ? Главное — красиво! Отслужил автомобиль 3 — 5 лет и пора покупать новый.

Отличились в этом плане автомобили «Mercedes», потом «Volkswagen», туда же «Audi», ну и вся Европа, в общем-то. А сколько карманов опустошил компрессор постоянного вращения Denso —это «шедевр», «прорыв» в автомобилестроении.

Стоит так же напомнить и о современных кондицеонерах, так сказать из фольги, которые прослужат 3-5 лет и все, пиши пропало. Если окислился до образования дыр, то компрессор постоянного вращения в скором времени заклинит , а если сгнили между сотами перемычки, то заклинит еще быстрей (от перегрева).

Если говорить о подшипниках в компрессорах, так сказать «нанотехнологии», их нужно менять каждые 3 года, если не успел, то выкидывай компрессор! А трубки кондиционера, в которые добавили немного алюминия, могут после первой зимы «радовать» своих владельцев дырами.

Мы, конечно, нагнали на Вас страху, открыв жуткие тайны. Но, постарайтесь не удивляться, если у вас на новом автомобиле сломался автокондиционер, не удивляйтесь, а тем более не расстраивайтесь!

А лучше приезжайте к нам в сервис, мы ремонтируем автокондиционеры с 1999 — го года, знаем о них всё! Починим быстро, качественно и честно.

Если вам денег жалко для комфорта — купите вентилятор, приклейте на стекло и включайте; 100 руб — и станет легче.

Ой, мороз, мороз: история автомобильного кондиционера

Мы уже рассказывали о том, как в автомобилях появилась «печка». Процесс этот был долгим и сложным, но с появлением тепла в машине не закончились попытки сделать её ещё более комфортной. Ведь всем известно, что изнеженный природой и эволюцией человек периодически страдает не только от холода, но и от жары. Поэтому история появления в автомобилях сначала кондиционера, а затем и климатической системы не менее увлекательна, чем история «печки».

Да будет холод!

В прошлой части мы закончили на том, что к пятидесятым-шестидесятым годам прошлого века окончательно сформировалась единая система вентиляции и обогрева салона. Для улучшения вентиляции в жаркие дни могли использоваться и боковые окна, и люки в крыше, но в целом сформировалась система, при которой воздух подавался в салон с помощью вентилятора под небольшим давлением. Это позволяло избежать запыления внутренностей машины обычным наружным воздухом, к тому же этот воздух мог подогреваться. Тогда же сложилось разделение потоков воздуха на несколько зон, и теперь водитель мог регулировать его направление.

Попытки автоматизировать поддержание температуры начались еще в тридцатые годы. Эффективность систем на основе парафиновых термоэлементов и биметаллических пар оказалась невысокой, но любая приточная система хотя бы обеспечивала обдув салона воздухом с наружной температурой. Конечно, в жарких регионах этого было явно недостаточно. Но как охладить воздух?

В принципе, сама идея охлаждения за счет фазового перехода подана самой природой. Ведь наша с вами естественная система поддержания температуры с испарением пота с поверхности кожи — как раз из таких. При испарении жидкости поверхность сильно охлаждается. Вопрос только в том, где взять много жидкости, и какой.

Первые опыты по охлаждению фазовым переходом относятся еще к XVIII веку. В 1748 году Уильям Каллен в университете Глазго продемонстрировал работу системы, использующей диэтиловый эфир в качестве рабочего тела и замкнутый цикл работы. Первое промышленное использование подобных систем связывают с именем Джэйкоба Перкинса, который в 1834 году запатентовал и изготовил систему с приводом от паровой машины. И уже в 1844 году эту технологию использовали для охлаждения воздуха в помещениях: врач Джон Гори создал систему кондиционирования для кондиционирования палат.

Сравнительно компактные холодильные системы производились с 1910 года компанией General Electric. Но для автомобильной истории важнее другая компания.

В 1916 году была основана фирма Guardian Refrigerator Company, которая пыталась выйти на рынок со своей моделью холодильника. Она потерпела неудачу: удалось продать лишь 40 установок, после чего деньги закончились. Воспользовался этим президент и основатель компании General Motors Вильям Дюран, который купил компанию и переименовал ее в Frigidaire. Этот ход позволил не только развернуть массовое производство холодильников, но и получить в распоряжение автомобильного гиганта технологию фазового перехода.

Вильям Дюран, основатель General Motors

Впрочем, в 30-е годы ХХ века самой массовой системой фазового перехода для использования в автомобилях оставались Thermador Car Cooler и ей подобные системы. Это была просто труба, которую вешали на боковое окно машины. Встречный поток воздуха испарял воду в резервуаре, и в салон он поступал охлажденным. Эффективность такой простой системы была небольшой, но 5-10 градусов можно было скинуть. Зато цена оказалась крайне низкой, расходный материал – обычная вода. Так что применяли простенькие испарители долго, и их производство не прекращалось до конца шестидесятых годов. В отличие от кондиционера, система была простой и дешевой, а эффект – вполне ощутимым. Разве что со временем появились варианты для монтажа системы на люке в крыше: там это смотрится не так странно, как на боковом окне.

Thermador Car Cooler

Первым «настоящим» кондиционером оснастили машины Packard в 1939 году. На тот момент это были самые дорогие и передовые автомобили в мире, так что появление в них кондиционера было вполне закономерным.

Систему кондиционирования разместили в багажнике, производила ее компания Bishop и Babcock Co. Опция оказалась не слишком популярной по целому ряду причин. И не так страшно, что она заняла половину объемистого багажника. И даже цена в 274 доллара не была решающим негативным фактором, на фоне общей стоимости Паккарда это было не так уж много, хотя и сравнимо с ценой нового дешевого автомобиля. Просто система не отключалась: электромагнитную муфту в приводе еще не придумали, а снимать каждый раз ремень привода компрессора было тяжеловато. Надежность работы оказалась низкой: большая длина трубок и постоянные утечки не способствовали нормальной эксплуатации. После 1941 года опция исчезла из прайс-листа компании. В том же году Cadillac предлагал подобную систему для своих лимузинов, но опция не продержалась в производстве и года.

Packard Super Eight Touring Sedan ‘1939

Следующая попытка создать прохладу в салоне предприняла компания Chrysler. В модели Imperial 1953 года использовалась куда более современная система Airtemp собственного производства. Причем ещё в 1941-1942 годах компания предпринимала попытки оснащения ею машин, но тогда в серийное производство эта опция не пошла. В Imperial системой уже можно было управлять с места водителя, но располагалась она все еще в багажнике. Зато с надежностью проблем не было, ведь технологию компания отработала на домашних кондиционерах Airtemp. И система не только охлаждала воздух в салоне, но и нагнетала охлажденный воздух с улицы.

Первенцы климат-контроля

В 1954 году на автомобиле Nash Ambassador появилась первая в мире интегрированная система отопления, вентиляции и кондиционирования. Назвали ее All-Weather Eye, и в ней впервые использовалась электромагнитная муфта в приводе кондиционера, а все ее узлы были установлены под капотом и в передней части салона. Конструкция предусматривала дальнейший подогрев охлажденного воздуха при необходимости, что даже при невысокой температуре снаружи создавало внутри приятную атмосферу. И стоит напомнить, это был первый автоматический климат-контроль с кондиционером: достаточно было задать температуру, и термостат поддерживал ее. All-Weather Eye задала направление развития для остальных климатических систем, но сверхпопулярной не стала.

И дело вновь было даже не в её стоимости — 345 долларов в послевоенной Америке были существенной суммой, но это было меньше, чем цена куда менее совершенных систем разработки GM и Chrysler. Проблема была в популярности самих машин Nash. Они были очень передовыми, с очень современным дизайном, но, тем не менее, объемы производства были невелики. И большая часть машин компании были сравнительно недорогими, их покупатели не тратили лишние деньги на новшества. Зато все остальные производители машин поняли, как нужно делать систему отопления и вентиляции.

Читайте также  Можно ли пить воду из кондиционера

Nash Ambassador ‘1954

Компания General Motors имела в своем составе двух разработчиков систем кондиционирования. Это уже упомянутая Frigidaire, на разработках которой запустили систему образца 1941 года, и Harrison, которая отвечала за производство радиаторов и дизайн системы охлаждения. Вторая попытка GM оснастить свои машины кондиционерами возлагалась уже на решения и дизайн Harrison, которая в свою очередь заимствовала многие идеи у Nash.

Так, на Pontiac 1954 года система полностью расположилась под капотом, а возможности компании позволили ей впервые в мире расположить радиаторы кондиционера и системы охлаждения «бутербродом» — вместе, обеспечив оптимальную продувку для них и не увеличивая габариты машины. К тому же им удалось значительно уменьшить размеры компрессора, перейдя к аксиальному компрессору вместо привычного V-образного.

Pontiac Chieftain DeLuxe Eight ‘1954

Следующий, 1955 год был годом триумфа систем кондиционирования. В США было продано 892 Plymouth, более 400 Chevrolet, все основные компании предлагали свои машины с этой опцией. Прогресс систем шел таким темпом, что к 1957 году кондиционер в багажнике остался только на некоторых машинах Packard, Studebacker и Linсoln. Причем в 1958 году, когда Cadillac Eldorado Brougham стал первой в мире машиной с системой кондиционирования в стандартной комплектации, о кондиционере в багажнике уже забыли. На следующие 60 лет компоновка системы кондиционирования сформировалась.

Cadillac Eldorado Brougham ‘1958

Только к концу 90-х годов прогресс коснулся и этих систем. Например, появилась возможность создать компрессоры с регулируемым давлением и регулируемые испарители, а заодно обеспечить систему полностью электронной системой управления климат-контролем с полным разделением зон и электроприводом заслонок.

Где устанавливали первые автомобильные кондиционеры

В первых авто проблем с кондиционированием воздуха не возникало, поскольку они имели полностью открытый кузов. Так продолжалось на протяжении десяти лет, до 1908 года, когда появились машины с закрытым кузовом. С этого периода производители начали предпринимать первые попытки к созданию кондиционера.

До 1940 года в этих использовалось специальное ветровое стекло, оно могло складываться полностью или частями, также задействовались боковые шторки, которые убирались и пропускали свежий воздух в автомобиль.

Позже были придуманы воздуховоды. Они забирали воздух перед ветровым стеклом, а потом выпускали его в салоне. Системы были примитивны и не фильтровали пыль, пух и насекомых.

Первые мощные кондиционеры появились не на автомобилях, а на автобусах в 1934 году. Установка была компактной и размещалась на крыше автобуса. Она была сделана Houde Engineering of Buffalo, Нью-Йорк и Carrier Engineering of Newark, Нью-Джерси.

Спустя год приступили к тестированию устройства на Ford V8, где оно прошло испытание длиной в 20 000 километров. А в 1939 появился первый прототип нормально работающего кондиционера, который тогда ставили в багажник машины. Выглядело это достаточно странно, агрегат работал ненадежно. Оснащались новой системой лишь топовые Cadillac.

В том же 1039 году появился и первый кондиционер, на котором устранили почти все недостатки, присутствующие у предшественников. Его впервые поставили на автомобили Packard. Новая установка уже не выглядела чужеродной коробкой, она входила в конструкцию автомобиля. Стоимость такой опции составляла 274 доллара США, тогда как стоимость машины стартовала с 750 долларов.

Первое время покупатели не доверяли новой установке, которая к том же имела такую высокую цену. Было продано только 1500 машин за первые два года поставок (с 1940 по 1942 год).

Но даже такие скромные цифры оказались выше, чем у GM, который за весь 1941 год на все модели Cadillac сумел поставить около 300 кондиционеров.

Всего же до начала войны в США продали 3 000 автомобилей с кондиционером. После войны Cadillac предложил покупателям не просто кондиционер, а возможность регулировать работу установки. Но для этого нужно было выбраться из авто, так как регулятор располагался на крыше.

В 1947 в штаты Техас и Мичиган стали центрами распространения кондиционеров, где отмечалась высокая температура и низкая влажность. Кондиционеры тех лет напоминали встраиваемые оконные, работали от прикуривателя, для их работы требовалась холодная вода и лед.

Следующее усовершенствование кондиционера произошло в 1953 году. GM, Chrysler и Packard представили следующее поколение кондиционеров по цене 600 долларов. Новый кондиционер можно было ставить на любую машину. В тот год производители продали 29 000 авто с такими кондиционерами.

В 1953 году отделение Harrison Radiator в GM разработало кондиционер, который устанавливали в подкапотное пространство. В 1954 появились первые Pontiac с кондиционерами, практически не изменившимися до наших дней. Спустя 3 года стоимость подобной функции составляла 355 долларов. В результате в 1957 году в США было продали 228 000 машин с кондиционером. А уже в 1959 году побит миллионный рубеж.

9 серийных автомобилей, на которых впервые появились технологии, навсегда изменившие автомобильный мир

Мир автомобильных технологий не стоит на месте, и с каждым годом появляется все больше и больше новых фишек. Технологии, которые сегодня кажутся нам обыденными, когда-то считались просто чудом. Предлагаю вашему вниманию 9 серийных автомобилей, на которых впервые появились технологии, навсегда изменившие автомобильный мир.

Первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания

Mercedes всё-таки та самая компания, с которой всё и началось. В 1886 году немец Карл Бенц запатентовал первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, который он назвал Motorwagen. Учитывая то, сколько инноваций представляет Mercedes, можно сказать, что желание быть первыми живёт в компании до сих пор. Mercedes постоянно первыми представляют какие-либо новинки в индустрии, которыми позже пользуются все. Benz Patent-Motorwagen или трицикл Бенца №1 является первым в мире автомобилем с двигателем внутреннего сгорания. Построен он был в 1885 году, а 29 января 1886 года на него официально был получен патент. Позже из фирмы немецкого инженера Карла Фридриха Михаэля Бенца образовалась Daimler-Benz AG.

Первый легковой автомобиль с дизельным двигателем

И тут все началось с компании Mercedes Benz, выпустившей на рынок в 1935 году первый серийный легковой автомобиль сдизельным двигателем. Первый публичный дебют автомобиля состоялся в 1936 году на выставке в Берлине. Дизельный двигатель объемом 2,6 литра (заводской код ОМ 138) с предкамерой и топливным насосом высокого давления BOSCH, развивающий 45 л.с при 3200 оборотах в минуту был установлен в шасси легкового автомобиля Mercedes-Benz 200 с длинной колесной базой. Модель получила название Mercedes-Benz 260D (кузов W138). Силовой агрегат потреблял менее 10 литров топлива на 100 км пробега, без глобальных изменений дожил до 80-х годов XX века. Автомобиль, оснащенный дизельным двигателем, мог пройти на одной заправке около 400 км, а в последствии и более 500км. Первыми, кто по достоинству оценил модель 260D, оказались немецкие таксисты, используя Mercedes-Benz 260D в качестве такси вплоть до 50х годов. Модификации этого двигателя устанавливались на Mercedes-Benz W123, которые до сих пор можно встретить на наших дорогах.

Первый легковой автомобиль с турбонаддувом

Первым пассажирским автомобилем, оснащенным турбонаддувом, стал Oldsmobile Jetfire от Cutlas, выпущенный в 1962 году. Благодаря двигателю V8 объемом в 3.5 литра и турбине Garrett, Jetfire выжимал 215 л.с. и имел крутящий момент в 411 Н/м. Разгон до сотни занимал меньше 9 секунд. Хоть Jetfire и был невероятно крутым автомобилем с самым первым серийным турбонаддувом с жидким охлаждением (Turbo Rocket Fluid) и самым первым мотором V8 с турбонаддувом, автомобиль продержался на рынке всего 2 года. В 1962 году было продано 3,765 автомобилей, а в 1963 году 5,842 единицы. Но проблемы (в первую очередь возникающие из-за владельцев) погубили автомобиль.

Первый автомат для легкового автомобиля

Первой массовой коробкой передач считаетс GM Hydra-Matic. Она использовалась многими автомобильными компаниями по всему миру. Первая полностью автоматизированная коробка передач – очередная гордость концерна GM. В 1940-м GM Hydra-Matic была доступна в качестве опции для автомобилей Cadillac, Oldsmobile и Pontiac. Именно GM Hydra-Matic вошла в историю как первая массовая автоматическая коробка передач. Помимо автомобилей концерна GM этот 4-ступенчатый гидромеханический автомат устанавливали на Bentley и Rolls-Royce.

Первый автомобиль с системой впрыска топлива

Система впрыска топлива широко использовалась в авиационной технике Второй Мировой войны, а также в дизельным автомобилях, начиная с 1930х годов. Первым автомобилем, оснащенным бензиновым двигателем и системой впрыска топлива, стал Goliath GP700. Оригинальная карбюраторная модель имела мощность в 25 л.с, однако, с приходом системы впрыска, движок разогнался до 29 л.с!

Первый автомобиль с кондиционером

Первый серийный легковой автомобиль с кондиционером был представлен широкой публике в 1939 году на автосалоне в Чикаго. Им стал Packard 12 Sedan. Фурор эта модель не вызвала и массовое распространение кондиционеров на машинах не спровоцировала. Причины были следующие: кондиционер на Паккарде предлагался исключительно в качестве опции по цене 274 доллара, что было очень дорого, эта система была весьма громоздкой, и наконец для охлаждения салона требовалось остановить Packard, открыть капот и вручную установить ремень на шкив системы кондиционирования. И лишь в середине 50-х в этой области произошел прорыв. Однако настоящий бум автомобильных кондиционеров пришелся на 1970-е и 1980-е годы.

Первый автомобиль с подушкой безопасности

Подушки безопасности появились не в 90-х, и даже не в 80-х годах. Первым экспериментальным автомобилем с подушками безопасности был Ford Taunus и это было в 1971 году. Вот только дальше дело не пошло. В 1972 году Oldsmobile выпустили первый серийный автомобиль, оснащенный подушками безопасности. Это был Oldsmobile Toronado 1973 модельного года. Это была совсем другая система: она не работала вместе с ремнями безопасности, как работает сейчас, она была призвана их заменить. Уже в 1973 году GM предлагал подушки безопасности в качестве опции на целом ряде своих моделей.

Первый автомобиль с боковыми подушками безопасности

Volvo Cars первой среди производителей автомобильной отрасли предложила боковые подушки безопасности, устанавливаемые в сиденьях. В 1995-м шведы начали оснащать боковыми подушками безопасности серийные седаны и универсалы Volvo 850. С тех пор Volvo Cars не прекращала работ по усовершенствованию подушек безопасности. В 2012 году Volvo V40 стал первым серийным автомобилем с подушкой безопасности для пешехода.

Первый автомобиль с коленной подушкой безопасности

Читайте также  Как отключить кондиционер на Hyundai Solaris

В безопасности нет мелочей. Коленная подушка безопасности не только защищает область таза и колен, но также предотвращает смещение водителя за пределы зоны действия подушек безопасности. Первым серийным автомобилем, на котором дебютировала коленная подушка безопасности, стал Kia Sportage. Речь идет о кроссовере самого первого поколения, выпускаемого с 1993 года. На сегодняшний день это единственный в мире автомобиль, оснащенный тремя подушками безопасности.

Несколько фактов о кондиционере в машине

Кондиционер в автомобиле с необычного ракурса: самые необычные факты

Сегодня многие автовладельцы уже и не представляет себе автомобиль без кондиционера. Этим полезным устройством, за счёт которого в салоне авто можно поддерживать комфортный микроклимат, оборудованы практически все зарубежные и многие отечественные модели машин. Как правило, наши автолюбители знают достаточно об устройстве, заправке, профилактике автомобильного кондиционера. Но есть и такие факты, которые ещё могут многих удивить.

Немного истории

История автомобильных кондиционеров началась практически одновременно с появлением первых авто.

Первой была реализована идея системы воздухоотводящих трубок, которые располагались под днищем автомобиля. Увы, эта идея не выдержала испытания практикой: побочным эффектом такого охлаждения было то, что грязь и пыль свободно проникали в салон автомобиля.

В 1884 году в Штатах было запатентовано следующее решение — кубики льда, расположенные под днищем автомобиля. Увы, лёд быстро таял и в целом был не слишком эффективным, хотя и оказывал определённое влияние на температуру салона.

И лишь появление холодильных агрегатов компрессорного типа позволило впервые установить в автомобиль то, что можно уже с современной точки зрения назвать кондиционером. Это произошло в 1939 году. Автомобиль марки Паккард стал первым авто, оснащённым системой охлаждения воздуха в салоне.

Первоначально использование автомобильного кондиционера было сопряжено с существенными затруднениями. Габариты установки были таковы, что она занимала почти весь багажник. Использовали её, только полностью заглушив двигатель. Ехать с включённым кондиционером не получалось – автомобиль глох. При этом цена кондиционера впечатляла: если стоимость автомобиля марки «Форд», к примеру, составляла в то время 740 долларов, то за кондиционер приходилось отваливать ещё 250 долларов.

Современный уровень развития кондиционеров – это уже совсем другая история. Агрегат прячется в недрах авто, практически не привлекая внимания к своим небольшим габаритам. Одно нажатие кнопки – и в автомобильном салоне устанавливаются максимально комфортные условия.

Как устроен автомобильный кондиционер

Кондиционер в автомобиле представляет собой замкнутую герметичную систему (контур) из алюминиевых трубок, заполненную хладагентом. Современные автомобильные кондиционеры используют хладагент R134A. Автомобильный компрессор (насос) под давлением гонит хладагент по системе, и он, охлаждаясь при прохождении через радиаторную решётку, доставляет в салон автомобиля прохладу.

Наряду с самим хладагентом в контуре обязательно присутствует масло, благодаря которому в системе не пересыхают сальники.

Секрет фреона

Часто можно услышать, как автолюбители называют хладагент автомобильного кондиционера фреоном. На самом деле «Фреон» – это торговая марка, под которой начали выпускать газ с охлаждающими свойствами к началу тридцатых годов прошлого века. Вторая маркировка этого газа – R12.

Этот газ применялся в кондиционерных системах автомобилей вплоть до 1992 года, когда его запретили из-за вредоносного влияния на экологическую обстановку и здоровье человека. С тех пор в автокондиционерах фреона уже нет, применяется исключительно газ R134A.

Автокондиционер и расход топлива

Если в автомобиле установлен кондиционер, работа компрессора увеличивает нагрузку на двигатель и, соответственно, машина расходует больше топлива:

  • на 10-15% больше — для бензиновых двигателей;
  • на 9-13% больше — для дизельных силовых агрегатов.

С одной стороны, это – факт, с которым не поспоришь, и он вполне объясним: любой комфорт должен быть оплачен. Но есть и другая сторона вопроса. На самом деле существуют ситуации, в которых наличие работающего кондиционера в автомобиле, напротив, позволяет сэкономить. Например, если двигаться в жару по трассе с открытыми окнами, расход топлива по сравнению с нормальными температурными условиями вырастает на 20%. Сравните это с 10-15% дополнительного расхода в случае работающего кондиционера, и вы поймёте, что здесь прячется вполне реальная экономия!

Не только тепло, но и сухость!

Автомобильный кондиционер – это система, которая пригодится водителю не только в жару, но и в дождь. Если в ливне стёкла автомобиля стремительно запотевают, ограничивая видимость, автомобильный кондиционер поможет решить проблему.

Для того, чтобы включённый кондиционер максимально быстро и эффективно справился с задачей, в помощь ему также стоит включить салонную печку, направив поток тёплого воздуха на стекло. Также нужно по возможности (если за бортом не совсем уж безумный ливень!) обеспечить приток свежего воздуха в салон, приоткрыв окна. В паре две работающих системы и естественная вентиляция эффективно избавят стёкла машины от запотевания.

Лето и зима

Кондиционер ассоциируется у нас в первую очередь с жарким летом, и это естественно: когда ещё нужно охлаждение в салоне? Между тем, зимой о кондиционере тоже не стоит забывать, если вы хотите продлить ему жизнь.

Зачастую после зимнего сезона водители обнаруживают, что кондиционер в автомобиле перестал работать. Причина – в том, что данная система не является абсолютно герметичной. В соединениях алюминиевых трубок используются специальные резиновые уплотнители. Наличие масла в хладагенте кондиционера поддерживает уплотнители в кондиционном состоянии. Как только масло перестаёт их смазывать, они начинают пересыхать, теряют первоначальную мягкость и форму, в итоге герметичность системы нарушается.

Не легче приходится и компрессору: без периодической работы он окисляется, окисляются разъёмы, на которые не подаётся напряжение. Всех этих проблем легко избежать, если в зимний период включать кондиционер пару раз в неделю на четверть часа.

Куда всё-таки девается хладагент?

Иногда на СТО можно услышать от автовладельца такой вопрос: «Холодильники работают по двадцать лет, и ничего. А кондиционер в автомобиле нужно периодически заправлять хладагентом. В чём причина? Не является ли такое требование «разводом» со стороны производителей и работников СТО?»

На самом деле, никакого «развода» здесь нет. В отличие от холодильников, автомобильный кондиционер – система не герметичная. Конструкторы указывают, что потеря хладагента до 15% от общего объёма в год – это норма. Именно по этой причине необходимо периодически проводить диагностику кондиционера и заправлять его.

Эффективность системы

На эффективность работы автомобильного кондиционера влияют следующие факторы:

  • регулярное обслуживание и профилактика системы;
  • влажность воздуха;
  • цвет автомобиля.

По поводу профилактики комментарии, пожалуй, излишни: любая техника работает нормально, если за ней правильно ухаживать. А вот что касается влажности – тут уж никакая профилактика не поможет: по законам физики, чем влажнее воздух, тем сложнее кондиционеру привести его к нужной температуре.

По поводу цвета машины всё тем более понятно: тёмные авто нагреваются на солнце быстрее, а остывают медленнее. Кстати, это касается не только наружного цвета, но и цветов оформления салона: светлые остывают быстрее.

Законы правильной эксплуатации

Для того, чтобы кондиционер служил долго, не стоит забывать о нескольких несложных правилах его эксплуатации:

1. Нельзя включать кондиционер «на полную катушку» сразу, если в салоне после долгого пребывания авто на солнце стоит жара. Сначала включается двигатель, а кондиционер – чуть позже.

2. Выключение кондиционера следует производить до того, как будет заглушен двигатель.

3. Нельзя сразу направлять поток охлаждённого воздуха из кондиционера на перегретое лобовое стекло, иначе оно лопнет. Такое случается не на всех моделях автомобилей, но тем не менее вполне возможно. В жару лучше сначала начать движение с открытыми окнами, чтобы стекло и сам салон успели немного охладиться за счёт потока встречного воздуха, и лишь затем призывать на помощь силу кондиционера.

4. На качественную работу кондиционера очень влияет состояние салонных воздушных фильтров. Если фильтр забит, кондиционер перестанет справляться со своей задачей, в салоне всё равно будет душно и жарко. Поэтому фильтры нужно менять в соответствии с периодичностью, рекомендованной производителем автомобиля.

Кондиционер и здоровье

Даже самая лучшая техника, предназначенная для обеспечения комфорта, может принести вред, если ею пользоваться неправильно. Автомобильный кондиционер – не исключение. Более того, он может нанести удар здоровью сразу по нескольким направлениям:

1. Хронические простуды

Эта ситуация похожа на «эффект летнего супермаркета», когда покупатели, ныряя из плавящейся от жары улицы в чрезмерно охлаждённый воздух торгового зала, рискуют простудиться. Слишком сильный перепад температур – весомая причина для возникновения ангины, особенно у тех, кто предрасположен к этому заболеванию.

Для того, чтобы не возникало риска простуды, важно соблюдать следующие правила:

  • охлаждать воздух в салоне нужно поэтапно — разница с температурой на улице не должна превышать 10 градусов Цельсия;
  • поток воздуха из кондиционера следует направлять в ноги или на лобовое стекло, но никак не в лицо водителю или пассажирам;
  • Избегать ещё одного фактора, который может вызвать простуду – сквозняка: он неизбежно возникает, если при работающем кондиционере держать открытыми окна.

2. Сердечно-сосудистые заболевания

Простуда – не самая большая беда: многие в результате страдают летом от сердечных и сосудистых проблем. Причина – не в самом холоде как таковом, а в перепаде температур. Для человеческого организма допустим перепад диапазоном до 10 градусов. То есть, если на воздухе — температура 35 градусов Цельсия, температура в салоне должна быть +25, а никак не 20 или 16, как любят устанавливать некоторые автовладельцы.

При большом перепаде температур происходит спазматическое сжатие сосудов и капилляров, сердце получает резкое увеличение нагрузки, что совсем не полезно даже для здорового человека, не говоря уж о тех, кто страдает хроническими проблемами сердечно-сосудистой системы.

3. Аллергия

Ещё одна проблема автомобильного кондиционера – бактерии и грибки, которые прекрасно чувствуют себя в испарителе, где всегда влажно и тепло – идеальная среда для их жизни. Для того, чтобы не дышать плесенью и грибками, кондиционер необходимо периодически обрабатывать от бактерий. Делается это в сервисном центре, где грамотные специалисты выполнят всё необходимое.

Наряду с чисткой кондиционера, не стоит забывать и о замене фильтров воздуха.

4. Отравление канцерогенными веществами

Если автомобиль был долгое время припаркован на солнцепёке, с повышением температуры в салоне повышается концентрация в воздухе паров бензола. Это вещество выделяется при нагревании пластика и некоторых других материалов, которые применяются в отделке салона и различных системах автомобиля.

Если начинать движение, сразу включив кондиционер и не проветрив салон, придётся дышать этими испарениями, которые в итоге поражают такие жизненно важные органы, как печень и сердце, откладываются в костной ткани и могут привести к возникновению онкологических заболеваний.

Именно по этой причине в инструкции по использованию системы автокондиционера указывается, что перед включением системы необходимо в течение пары минут проветрить салон естественным путём, опустив окна: тогда пары бензола выдует потоком воздуха.

Читайте также  Как определить какой мощности нужен кондиционер

Как выясняется, даже такая несложная с виду система, как автомобильный кондиционер, таит в себе немало секретов. Чем больше водитель будет знать об особенностях его работы, тем больше шансы сохранить долгую работоспособность этой техники и сделать так, чтобы её использование приносило исключительно пользу и ощущение комфорта, а не угрозу заболеваний и прочих проблем.

Принцип работы автомобильного кондиционера

Тяжело представить современный автомобиль без кондиционера или климат-контроля. Но не все знают, как он работает, рассмотрим принцип работы автомобильного кондиционера, поломки и стоимость ремонта. Тяжело представить современный автомобиль без кондиционера или климат-контроля. Но не все знают, как он работает, рассмотрим принцип работы автомобильного кондиционера, поломки и стоимость ремонта.

Сравнивая автомобили 10-15 лет тому и сейчас, можно увидеть, что даже в базовую комплектацию некоторые производители устанавливают кондиционеры или системы климат-контроля.

Иногда покупая автомобиль водитель не понимает как правильно пользоваться кондиционером или климат-контролем, после чего начинает считать, что он поломан. Рассмотрим, с чего состоит кондиционер и климат-контроль, в чем их разница и схожесть. Так же как правильно их эксплуатировать и обслуживать, и какие затраты может понести выход из строя кондиционера.

Немного истории появления кондиционера

Идея повышения комфорта автомобиля как снаружи, так и внутри всегда была одной из целей автостроителей с момента изобретения автомобиля. Первые системы кондиционирования были разнообразны и вовсе не похожи на современные. Использовали и много вентиляторов, и системы трубопроводов с холодной водой, воздухозаборники принудительные, но нечего не давало ожидаемого эффекта или нормально работало.

Такие поиски были до момента изобретения компрессорной системы охлаждения. Первым автомобилей с прообразом кондиционера считается Паккард изготовленный в 1939 году. Установленной системе было далеко до современных, так как нужно было проделать множество манипуляций, но все же эффект был, хоть и небольшой.

Для того, чтоб охладить салон, нужно было остановить автомобиль, заглушить его, затем подключить «кондиционер», завести двигатель автомобиля, отрегулировать поток воздуха, охладить салон. Далее снова заглушить двигатель, отключить «кондиционер» и только потом можно было продолжать путь. Сравнивая с современными системами автомобильных кондиционеров, то такой процесс был долгим и нудным, но все же начало было заложено.

В 1941 году впервые Кадиллак выпустил первые 300 автомобилей, с кондиционерами привычной нынче системы, где не нужно было проводить столь много манипуляций, а можно было на ходу включать и выключать.

С чего состоит кондиционер и климат-контроль

Прежде чем понять, как работает кондиционер или климат-контроль, разберемся, с чего состоит сама система охлаждения. Кондиционер, это набор элементов, которые совокупно создают систему охлаждения.

Главными составными кондиционера считаются:

датчик низкого давления;

датчик высокого давления;

  • комбинированные и дополнительные датчики (в климат-контроле).
  • Пойдем по порядку рассматривать, что для чего предназначено. Первым по списку идет компрессор, его основным назначением является сжатие хладагента (фреона) в газ высокого давления и температуры. Работу компрессора обеспечивает двигатель автомобиля, благодаря передаточным ремням на шкив и электронную муфту.

    Далее по списку идет конденсатор, узел довольно большого объема. Главным назначением является охлаждение сжатого хладагента, в помощь для охлаждения используется наружный вентилятор. Чаще всего он напоминает второй радиатор в передней части автомобиля, потому его еще называют «радиатором кондиционера». Именно конденсатор является самым уязвимым узлом системы кондиционера, его легко пробить, часто подвергается коррозии или механическим повреждениям при движении.

    По продвижению хладагента следующим идет испаритель, именно он выдает холод в салоне, по-другому еще называют теплообменник. Чем-то напоминает вышеупомянутый конденсатор с сотами и змеевиком, через который проходит хладагент. Вентилятор продувает через него воздух салона и в результате чего он охлаждается.

    Что касается комбинированных и дополнительных датчиков системы кондиционера, то в основном они устанавливаются при наличии климат-контроля. Предназначены для снятия параметров с разных приборов, их контроля и управления ими. В отличии от системы кондиционера, эта система управляется с помощью бортового компьютера и автоматически регулирует все параметры для обеспечения выбранной температуры. Так же отличием является то, что возможно выбрать температуру для каждого ряда или стороны (левой/правой) в автомобиле. Другими словами, это полная автоматика кондиционера.

    Принцип работы автомобильного кондиционера

    Весь процесс включения кондиционера или климат-контроля начинается с компрессора. Как только вы включаете кнопку кондиционера, срабатывает муфта на компрессоре, притягивая шкив с передаточным ремнем от мотора.

    В системе существует два давление, низкое и высокое. С компрессора выходит высокое давление, а в компрессор входит низкое давление.С компрессора хладагент попадает в конденсатор, благодаря вентилятору и потоку воздуха он охлаждается и передается в осушитель, где убирается возможная влага и мусор с хладагента. Только потом хладагент попадает в испаритель. В большинстве случаев вместе с испарителем установлено много других приборов и датчиков. Это и вентилятор для обдува испарителя, система вентиляции, разные датчики и регуляторы. Если же это климат-контроль, то там целый набор регуляторов и датчиков. Иногда может быть и несколько испарителей, все зависит от построения системы вентиляции в автомобиле.

    Именно с испарителя выходит низкое давление, которое подается обратно в компрессор, после чего процесс начинается по кругу. Все мелочи в виде датчиков и регуляторов описать смысла нет, так как для каждого автомобиля они индивидуальны, а вот принцип работы кондиционера или климат-контроля в системе охлаждения одинаковые.

    Обслуживание системы кондиционирования автомобиля

    Немало важным является обслуживание системы кондиционирования вашего автомобиля. Одни говорят, что из-за несвоевременного осмотра в салоне может появиться неприятный запах, другие, что будет перегреваться система кондиционера. Но все ведет к тому, что поломка приведет к немалым денежным затратам.

    Поэтому рассмотрим основные этапы обслуживания, на что стоит обратить внимание и как избежать. В первую очередь время от времени стоит чистить конденсатор, который находится возле радиатора двигателя в передней части автомобиля. Очень часто после летнего сезона или налипания тополиного пуха, насекомых и прочей грязи, его соты засоряются. В результате перестает нормально продуваться воздухом и правильно выполнять свои функции для работы кондиционера.

    Для того, чтоб очистить от грязи и насекомых (не стоит забывать, что после работы он так же будет горячий) можно использовать воду под напором, но так чтоб не погнуть соты иначе понадобится покупать новый конденсатор. Если финансово можете позволить, то нанести активную пену или специальные моющие средства для радиатора, после промывки водой, конденсатор должен просвечиваться насквозь и хорошо продуваться вентилятором.

    Следующее на что часто жалуются это неприятный запах в салоне, к этому может привести образование грибка или грязи на внутреннем испарителе. Именно они и дают неприятный запах. Есть два выхода, первый это добраться до испарителя и хорошо вымыть его (не в коем случаи не откручивать от соединительных труб). Второй способ, это с помощью специальных моющих средств, для внутренних частей автомобильных кондиционеров. Через удлинитель, без разборки передней панели оно наносится на испаритель, и через время промывается во время работы кондиционера, тем самым упрощая процесс очистки внутренней части.

    Часто бывает ситуация когда все на взгляд исправно в системе кондиционера, но ожидаемого эффекта нет, тогда стоит обратиться к специалистам, возможно в системе отсутствует хладагент. Без специальных приборов его невозможно закачать в систему кондиционера. Зачастую проверяют на утечку специальным прибором течеискателем, такие отверстия незаметны человеческому глазу. После устранения поломки, специалисты запустят хладагент в систему и начнут процесс проверки и тестирование кондиционера на работоспособность.

    Правильная эксплуатация автомобильного кондиционера

    Казало бы элементарные вещи, захотелось прохладного воздуха в салоне автомобиля в жаркую погоду, нажал кнопку пуска кондиционера, выставил температуру и наслаждаешься. Но увы, не всегда так бывает. В этом и начинается разница климат-контроля и кондиционера.

    Кондиционер только способен подавать количество прохладного воздуха относительно выставленной температуры. Необходимо помнить, что стоит закрыть заслонку подачи воздуха снаружи, знать, какая температура безопасна для вашего здоровья, если в машине дети, то не стоит злоупотреблять, иначе выйдя на улицу при жаркой погоде, можно легко простыть.

    Чаще всего забывают закрыть заслонку подачи воздуха снаружи, иначе охлаждение не будет ожидаемым. В обязательном порядке все окна должны быть закрыты, это тоже будет влиять не только на температуру, но и на работу компрессора кондиционера и расход топлива. Нагнав нужную температуру, компрессор автоматически выключается, если же окна или заслонка открыты, то компрессор будет постоянно в работе, а значит и расход топлива увеличится. Как результат долгой работы кондиционера без отключения может привести к сгоранию компрессора.

    В климат-контроле все параметры контролируются и управляются с помощью бортового компьютера, он автоматически закроет заслонку или подаст сигнал, что она не закрыта. Так же предложит закрыть все окна во избежание перегрузки компрессора. Подобрав оптимальную температуру, система будет автоматически поддерживать её, отключая и включая компрессор, добавляя теплого или холодного воздуха. Зачастую в климат-контроле намного больше функций для направления воздуха, температурных режимов (так как это одновременно и система обогрева салона зимой).

    Цена ремонта, обслуживания и деталей кондиционера

    При поломке кондиционера, первое, что приходит на ум это в какую сумму обойдется его ремонт. Скажем сразу, что сумма будет зависеть от марки и модели вашего автомобиля. Чем он дороже и больше система, тем дороже будет стоить ремонт.

    Из самых частых поломок деталей системы кондиционера можно выделить конденсатор, средняя его стоимость стартует от 50$ и до нескольких тысяч долларов. Второй в списке считается компрессор, и самое дорогое оборудование с системы кондиционера. Цена зачастую начинается с 400-500$ за новый компрессор. Третий это сам хладагент, продается в специальных баллонах, по весу от килограмма и выше, в сжатом жидком состоянии. Стоимость хладагента (фреона) за 1 кг. стартует от 10$, казалось бы не дорогое, но проблема будет в его закачке в систему. Так как без специального оборудования нечего не получится.

    Относительно работ по обслуживанию и ремонта, то цена будет зависеть от вида поломки и сложности её починки. Чистки конденсатора или испарителя специальными средствами обычно порядка 20$.

    Заправка системы кондиционера хладагентом составит от 100$ за саму работу, но иногда некоторые СТО включают и расходные материалы в эту стоимость.

    Видео заправки автомобильного кондиционера:

    Сергей Серомашенко/ автор статьи

    Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с ремонтом и обслуживанием бытовой техники. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Серомашенко.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    APC-MASENERGO.RU
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: