Что входит в холодильник

Статьи и обзоры ⇒ Принцип любого холодильника, начиная от первых ледников, — разница температур. Только если в древности охлаждение было пассивным, продукты держали в кусках льда, то 20–й век подарил человечеству фреон — «кровь» современных холодильников. Фреоны (хладоны) в качестве холодильных агентов (хладагентов) для рефрижераторов стали настолько распространены, что эти слова часто употребляются как синонимы. «Сердцем» же стал компрессор — мотор, за счет работы которого циркулирует хладагент.

Что входит в холодильник

Принцип работы холодильника

Принцип любого холодильника, начиная от первых ледников, — разница температур. Только если в древности охлаждение было пассивным, продукты держали в кусках льда, то 20–й век подарил человечеству фреон — «кровь» современных холодильников. Фреоны (хладоны) в качестве холодильных агентов (хладагентов) для рефрижераторов стали настолько распространены, что эти слова часто употребляются как синонимы. «Сердцем» же стал компрессор — мотор, за счет работы которого циркулирует хладагент.

Причем «сердце» не обязательно одно — выпускают и с двумя, для двухкамерных холодильников. Наличие дополнительного мотора в этом случае может позволять отключать камеры по отдельности, что дает преимущества в удобстве эксплуатации.

Уникальным свойством хладагента является его способность к переходу из газообразного в жидкое состояние и обратно. Внутри холодильника это происходит в конденсаторе и испарителе. При этом энергия, затраченная на переход между агрегатными состояниями, охлаждает воздух в холодильнике, что и необходимо для сохранения продуктов.

Устройство холодильника

Корпус холодильника может содержать одну, две или больше камер для хранения продуктов. Дверцы холодильника с резиновым уплотнителем изолируют его внутреннее пространство. Поршень мотора–компрессора нагнетает хладагент фреон, разогревая его. Элементы контроля отвечают за периодичность работы компрессора. Трубки, по которым циркулирует хладагент, спрятаны внутри стенок корпуса.

Обязательное для обычных холодильников наличие плачущего испарителя — охлажденной металлической пластины, закрепленной на задней панели — стало ненужным в системе No Frost. Она часто встречается в современных рефрижераторах, и свою популярность вполне заслужила — ведь с ней можно забыть о намерзании льда на стенках, всех этих ужасающих слоях в старых холодильниках. «Фишка» же в том, что вентилятор «прогоняет» охлажденный воздух по холодильнику, при этом испаритель, ответственный как раз за охлаждение, больше напоминает радиатор и размещен только возле морозильного отсека.

Как работает холодильник

Работа холодильника базируется на трех «китах» — изоляция (хладагента в трубках, воздуха внутри холодильника), перемещение (тепла и хладагента) и создание разницы (давления и температуры).

Если изоляция от внешней среды на совести материалов — от резиновых уплотнителей дверцы до алюминия трубок, то разницу давлений обеспечивает капиллярная трубка.

Два элемента находятся «по разные стороны баррикад» от этой трубки в плане давления — испаритель и конденсатор.

Испаритель — низкое давление, хладагент попадает туда в жидком агрегатном состоянии, вследствие чего закипает. В результате поглощения тепла получаем такой необходимый для хранения продуктов холод.

Конденсатор — высокое давление, здесь хладагент отдает тепло, возвращаясь в жидкое состояние. Тепло выходит во внешнюю среду. Трубка сзади холодильника, теплая на ощупь — это и есть конденсатор.

Ну а перемещение хладагента по системе «сосудов» обеспечивается активной работой компрессора. Попутно компрессор повышает температуру хладагента, который при этом меняет свое агрегатное состояние, закипая.

Таким образом, главный рабочий элемент — меняющий свое агрегатное состояние хладагент. Ответственность за этот переход лежит на работе двигателя — компрессора, прогоняющего его по трубкам, и капилляре, создающем разницу давлений. Прохладе же, столь необходимой нам для бытовых нужд, мы обязаны испарителю — невидимому для наших глаз «куску» металла. Ну а конденсатор позволяет хладагенту продолжать рабочий цикл.

Схема холодильника

Ключевой элемент забот ремонтников – компрессор – размещен обычно внизу холодильника. При наличии второго компрессора схема немного усложняется, но в основном остается прежней, включая в себя змеевик трубок и пластин. Дополнительные элементы, такие как фильтр-осушитель, предохраняющий капиллярную трубку от засорения, докипатель — емкость между испарителем и компрессором, необходимая, чтобы в компрессор не попал хладагент, вентилятор для охлаждения мотора, подсветка и различные системы контроля могут варьировать, не изменяя базового устройства. Также есть защитные элементы — вентилятор для охлаждения «сердца» холодильника от перегрева, различные реле, терморегулятор.

Каждая конкретная модель имеет свои особенности, в задачи производителей входит улучшение принципиальной схемы в деталях, добиваясь повышения энергоэффективности и эргономичности.

Работа компрессора холодильника

Наиболее часто встречающийся вариант компрессора — поршневой — отличается в зависимости от конкретной модификации. В наиболее общем виде коленчатый вал вращается внутри герметичного кожуха. Движения поршня нагнетают хладагент в конденсатор, нося при этом возвратно-поступательный характер. Система клапанов регулирует попадание газа.

Однако в бытовых холодильниках строение самого поршня также может быть с различным механизмом. При наличии двух компрессоров в рефрижераторе используют кривошипно-кулисный, для большого объёма и значительных нагрузок — кривошипно-шатунный. Замена коленчатого вала в моторе подачей переменного тока на катушку повышает экономичность, делая ненужной механику.

Схема работы компрессора

Электроток, проходя через замкнутые контакты терморегулятора, реле тепловой защиты и пусковое, а также рабочую обмотку компрессора, запускает работу последнего.

Пусковое реле подключает к цепи пусковую обмотку мотора. Контакты замыкаются, двигатель начинает вращение. Биметаллическая пластина реле тепловой защиты меняет форму при опасном нагреве, который может случиться при сильном повышении электротока. При этом контакты размыкаются, отключая двигатель. Также двигатель останавливается из-за размыкания контактов терморегулятора – компрессор отключается, когда температура достигает заданного значения.

Устройство однокамерного холодильника

Испаритель размещен в верхней части рефрижератора, под ним для плавного снижения температуры – поддон, закрытие/открытие отверстий которого регулирует подачу охлажденного воздуха в камеру. Термореле запускает цикл включения/выключения компрессора. Внутри трубопровода современных холодильников – капиллярная трубка, предохраняющая от конденсата.

Устройство двухкамерного холодильника

В двухкамерном холодильнике теплоизоляция перегородки разделяет между собой испарители, отдельные для каждой камеры. Хладагент вначале по капиллярной трубке закачивается на испаритель в морозильной камере, и только после падения его температуры ниже нуля по шкале Цельсия, поступает в испаритель второй — холодильной — камеры. После обмерзания второго испарителя термореле прекращает работу компрессора.

При нагреве испарителя до определенного уровня, автоматически включается компрессор.

Схема морозильной камеры

Как часть бытового холодильника, морозильная камера традиционно должна находится наверху, так как охлажденный воздух опускается вниз по законам физики. Но в современных холодильниках она может быть и сбоку, и внизу. Ничего магического тут нет – это стало возможным благодаря исключительно технологическим новинкам. В частности, наличию двух компрессоров или двух контуров. Подобные инженерные решения повышают стоимость продукции, но в то же время возрастает уровень бытового комфорта, что объясняет их растущую популярность.

Принципиально устройство отдельной морозильной камеры не отличается от такого у включенной в состав холодильника. Система вентиляторов при сухой заморозке – основное отличие от требующего капельного размораживания типа.

Как устроен холодильник (19 фото)

Это чудо бытовой техники есть у каждого на кухне. Мы просто пользуемся им и никогда не задумывались, а почему в нём холодно? Я хочу вам наглядно показать принцип работы и устройство холодильника, а так же его родного брата — бытового кондиционера. За одно расскажу как работают холодильные витрины в супермаркетах.
И так начнем. Сердце холодильника и кондиционера — это компрессор. Устройство, которое занимается перекачкой хладагента внутри системы.

Вот этот «черный ящик» и есть основной агрегат холодильной установки. Компрессор кондиционера от него мало чем отличается.

Хладагент — он же фреон, имеет множество модификаций. В настоящее время в бытовых холодильниках используется R600a, а в кондиционерах R410a.

На этой схеме наглядно показан принцип работы холодильной установки. Стрелочки показывают направление движения фреона в системе.

Наверняка каждый из вас когда-то трогал черную решетку сзади у холодильника — она называется конденсатор (3). Во время работы компрессора(1) он будет всегда горячим — там находится газообразный фреон под довольно высоким давлением. Компрессор бытового холодильника может накачать до 12 атмосфер.

Вот здесь фреон будет охлаждаться и превращаться в жидкость, чтобы потом через специальную трубку попасть в испаритель. Назначение конденсатора — собрать фреон под высоким давлением, охладить его и превратить в жидкость.

На выходе из конденсатора фреон пройдет через специальный фильтр. Фильтр имеет наполнитель из специального силикагеля, который задерживает влагу и механические примеси. Срок службы наполнителя достаточный, чтобы холодильник проработал несколько лет.

А если холодильник перестал работать — одной из причин может быть неисправный фильтр. Он попросту перестает выполнять свою функцию и забивается металлическими опилками от износа компрессора или подгоревшим маслом.

После фильтра начинается самое интересное. Фреон попадает в капиллярную трубку и начинает терять давление. Одновременно он начинает ЗАКИПАТЬ! Это происходит из-за особенностей фреона — у него ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ температура кипения! Например, у фреона R404а — это МИНУС 47градусов.

Полученная на выходе из капиллярки паро-жидкостная смесь поступает в испаритель. Этот процесс называется дросселяция — резкий перепад давления через малое сечение капиллярной трубки. Они могут быть диаметром от 1,5мм до 0,3мм и длина трубки зависит от модификации фреона и типа компрессора.

Дальше — испаритель. Выглядеть он может по разному. В старых моделях — это морозильная камера (как на картинке). В новых моделях испаритель спрятан в задней стенке и обдувается вентиляторами (система No Frost). Поэтому современные холодильник практически не требуют разморозки.

В испарителе фреон будет кипеть, пока полностью не превратится в пар. При этом он забирает тепло из камеры холодильника, охлаждая находящиеся там продукты. А дальше фреон ждет снова компрессор, который запустит его по кругу: конденсатор-фильтр-капиллярка-испаритель.

Чтобы компрессор не сгорел и в вашем холодильнике была нужная вам температура в нем имеется вот такое устройство. Это термореле, которое отключает компрессор по достижении заданной температуры.

Знакомая штучка? Это всем известный бытовой кондиционер. Но если быть точным — то это только его внутренний блок, который размещен в квартире. Это — испаритель (по аналогии с холодильником). То есть в данном случае помещение и будет являться холодильной камерой.

Читайте также  Какой ширины может быть холодильник

А это наружный блок, в котором собственно находится компрессор и конденсатор. А управляете всем этим хозяйством вы, посредством пульта. Во внутреннем блоке находится система распределения воздушных потоков и вентилятор. В наружном блоке — еще один вентилятор и электронный блок управления компрессором.

Вот собственно и всё про бытовой холодильник и кондиционер. Но есть еще и «супер-холодильник» — система выносного холода.

Все мы ходим в магазины и видели там длинные ряды витрин. Все они работают от централизованной системы выносного холода, поэтому вы никогда не увидите у них привычные черные решетки (как у домашнего холодильника).

агрегат — компрессорный блок и конденсатор, находится вне торгового зала. А вся система спрятана от посторонних глаз.

В отличие от бытовых холодильников — это уже целая компрессорная станция. И таких должно быть две. Зачем? Ответ очень прост — есть два вида продукции: охлажденная и замороженная. Так вот для каждого вида продукции и устанавливают свою централь с компрессорной группой и конденсатором

Для компрессоров строится специальное помещение в подсобке магазина и попасть туда может только обслуживающий персонал (механик по холодильному оборудованию) организации, которая занимается обслуживанием и ремонтом такого оборудования.

Так как холодильная централь имеет много потребителей (витрин), то и фреона требуется достаточно много. А «излишки» собираются в ресивер. Вот он на картинке — вертикальный бочонок черного цвета. Ресивер стабилизирует количество фреона в системе и «хранит» неиспользуемый.

Фильтр в таких системах будет посерьезней, чем у бытового агрегата и ставится в каждой витрине. Увидеть устройство витрины вам не позволят декоративные накладки и полки. Но в принципе оно мало чем будет отличаться от системы NoFrost

Это испаритель промышленного холодильника. Примерно то же самое находится внутри задней стенки холодильника NoFrost. Плюс к этому еще и мощные вентиляторы, которые выдувают холодный воздух в охлаждаемую камеру. За счет конвекции испаритель практически не успевает обмерзать и почти не требует разморозки.

За режимом оттайки следит электроника с помощью температурных датчиков. Вот он — тонкий черный проводок с «капелькой» в самом верху. И если система работает правильно — испаритель будет оставаться чистым.

Это основное отличие магазинной витрины — ТРВ (терморегулирующий вентиль). Он заменяет в витрине капиллярную трубку и отвечает за количество фреона, поступающее в испаритель витрины.

Проходя мимо витрин можно заметить вот такие электронные табло. Это микропроцессор, который управляет температурным режимом. Он намного точнее, чем термореле в бытовом холодильнике, и имеет несколько настраиваемых функций.

А этот непонятный прибор — соленоидный клапан. Он необходим для перекрытия подачи фреона в испаритель витрины, когда процессор дает команду на оттайку. Увидеть его так же невозможно, потому что он спрятан под самой нижней полкой витрины и находится рядом с испарителем.

Наверное многие замечали вот такие устройства возле крупных магазинов? Это и есть конденсатор установки выносного холода. И чем больше в магазине витрин — тем больше будет конденсатор. Соответственно и количество фреона в таких системах измеряется уже десятками килограмм.

Так же система выносного холода имеет еще много разных устройств от механических до электронных, которые помогают ей стабильно работать в любое время года. А «самое главное устройство» — это грамотный механик-холодильщик, который сумеет настроить систему на правильный режим работы и будет поддерживать её работоспособность в течение всего срока эксплуатации.

Теперь вы знаете, как работают холодильник, кондиционер и витрины в магазинах.

Как работает холодильник: принципы, циклы, режимы

Пока техника исправно функционирует, пользователя не интересует, как она устроена. Знания о том, как работает холодильник, понадобятся, когда возникла поломка: помогут избежать серьезной неисправности или быстро определить место. Правильная эксплуатация также во многом зависит от осведомленности пользователя. В статье рассмотрим устройство бытового холодильника и его работу.

Как устроен компрессорный холодильник

«Атлант», «Стинол», «Индезит» и другие модели оснащаются компрессорами, которые запускают процесс охлаждения в камере.

Основные составляющие части:

  • Компрессор (мотор). Бывает инверторным и линейным. Благодаря запуску мотора фреон передвигается по трубкам системы, обеспечивая охлаждение в камерах.
  • Конденсатор — это трубки на задней стенке корпуса (в последних моделях может размещаться сбоку). Тепло, которое вырабатывает компрессор во время работы, конденсатор отдает окружающей среде. Так холодильник не перегревается.

Вот почему производители запрещают устанавливать технику возле батарей, радиаторов и печей. Тогда перегрева не избежать, и мотор быстро выйдет из строя .

  • Испаритель. Здесь фреон закипает и переходит в газообразное состояние. При этом забирается большое количество тепла, трубки в камере охлаждаются вместе с воздухом в отделении.
  • Вентиль для терморегуляции. Поддерживает заданное давление для движения хладагента.
  • Хладагент — это газ-фреон или изобутан. Он циркулирует по системе, способствуя охлаждению в камерах.

Важно правильно понимать, как работает техника: она не вырабатывает холод. Воздух охлаждается благодаря отбору тепла и его отдаче окружающему пространству. Фреон проходит в испаритель, поглощает тепло и переходит в парообразное состояние. Двигатель приводит в действие поршень мотора. Последний сжимает фреон и создает давление для его перегонки по системе. Попадая в конденсатор, хладагент остывает (тепло выходит наружу), превращаясь в жидкость.

Чтобы установить нужный температурный режим в камерах, устанавливается терморегулятор. В моделях с электронным управлением (LG, «Самсунг», «Бош») достаточно выставить значения на панели.

Переходя в фильтр-осушитель, хладагент избавляется от влаги и проходит по трубкам капилляра. После чего снова попадает в испаритель. Мотор перегоняет фреон и повторяет цикл, пока в отделении не установится оптимальная температура. Как только это случится, плата управления посылает сигнал пускозащитному реле, которое отключает двигатель.

Однокамерный и двухкамерный холодильник

Несмотря на одинаковое строение, различия в принципе работы все-таки есть. Старые двухкамерные модели оснащены одним испарителем для обеих камер. Поэтому, если при разморозке механически убирать наледь и задеть испаритель, из строя выйдет весь холодильник.

Новый двухкамерный шкаф имеет два отделения, каждый из которых оснащен испарителем. Обе камеры изолированы друг от друга. Обычно в таких случаях морозилка находится снизу, а холодильный отсек — сверху.

Поскольку в холодильнике есть зоны с нулевой температурой (читайте, что такое зона свежести в холодильнике), фреон охлаждается в морозилке до определенного уровня, а затем перемещается в верхнее отделение. Как только показатели достигают нормы, срабатывает терморегулятор, и пусковое реле отключает мотор.

Наиболее востребованы приборы с одим мотором, хотя с двумя компрессорами также набирают популярность. Последние функционируют так же, просто за каждую камеру отвечает отдельный компрессор.

Но не только в двухкамерной технике можно отдельно устанавливать температуру. Есть такие приборы («Минск» 126, 128 и 130), где установлены электромагнитные клапаны. Они перекрывают подачу фреона в отделение холодильника. Исходя из показаний регулятора температуры выполняется охлаждение.

Более сложная конструкция предусматривает размещение специальных датчиков, которые измеряют температуру снаружи и регулируют ее внутри камеры.

Как долго работает компрессор

Точные показания не указаны в инструкции. Главное, чтобы мощности мотора хватало на нормальную заморозку продукции. Существует общий коэффициент работы: если прибор функционирует 15 минут и 25 минут отдыхает, тогда 15/(15+25) = 0,37.

Если подсчитанные показатели оказались менее 0,2, значит нужно отрегулировать показания термореле. Более 0,6 указывает на нарушение герметичности камеры.

Абсорбционный холодильник

В данной конструкции рабочая жидкость (аммиак) испаряется. Хладагент циркулирует по системе благодаря растворению аммиака в воде. Затем жидкость переходит в десорбер, а потом в дефлегматор, где снова разделяется на воду и аммиак.

Холодильники данного типа редко используются в быту, поскольку в основе ядовитые компоненты.

Модели с No Frost и «плачущей» стенкой

Техника с системой Ноу Фрост сегодня на пике популярности. Потому что технология позволяет размораживать холодильник раз в год, только чтобы помыть. Особенности функционирования обеспечивают вывод влаги из системы, поэтому в камере не образуется лед и снег.

В морозильном отделении располагается испаритель. Холод, который он вырабатывает, распространяется по холодильному отделению с помощью вентилятора. В камере на уровне полок есть отверстия, куда выходит холодный поток и равномерно распределяется по отсеку.

После цикла работы запускается оттайка. Таймер запускает ТЭН испарителя. Наледь тает, и влага выводится наружу, где испаряется.

«Плачущий испаритель». Название основано на принципе, при котором во время работы компрессора на испарителе образуется наледь. Как только мотор отключается, лед тает, и конденсат стекает в сливное отверстие. Способ оттайки называется капельный.

Суперзаморозка

Функцию также называют «Быстрая заморозка». Она реализована во многих двухкамерных моделях «Хаер», «Бирюса», «Аристон». В электромеханических моделях режим запускается нажатием кнопки или поворотом регулятора. Компрессор начинает безостановочную работу до тех пор, пока продукты полностью не промерзнут как внутри, так и снаружи. После чего функцию нужно отключить.

Рекомендуется включать режим на срок до 72 часов.

Электронное управление автоматически отключает суперзаморозку, согласно сигналам термоэлектрических датчиков.

Электрическая схема

Чтобы самостоятельно отыскать причину неполадки, понадобится знание электрической схемы.

Ток, подающийся на схему, проходит такой путь:

  • идет через контакты термореле (1);
  • кнопки оттайки (2);
  • теплового реле (3);
  • пускозащитного реле (5);
  • подается на рабочую обмотку двигателя мотора (4.1).
Читайте также  Какие бывают холодильники по размеру

Нерабочая обмотка двигателя пропускает напряжение больше заданного значения. При этом срабатывает пусковое реле, замыкает контакты и запускает обмотку. После достижения нужной температуры, контакты термореле размыкаются, и двигатель останавливает работу мотора.

Теперь вы понимаете устройство холодильника и как он должен работать. Это поможет правильно эксплуатировать прибор и продлить срок его использования.

Из чего состоит холодильник

Из чего состоит холодильник? Многие пользователи никогда не задумывались об этом. Да это и не нужно. Если агрегат исправен и хорошо выполняет свою работу, то мы его даже не замечаем.

Вместе с тем, холодильник – это единственный бытовой прибор на нашей кухне, который мы никогда не выключаем. Он должен ежедневно и круглосуточно работать и давать холод. Мы настолько к этому привыкли, что даже не замечаем его присутствия на нашей кухне. Если же он останавливается, то сразу возникает целый ряд проблем.

Например, мы должны куда-то переложить продукты, чтобы они не испортились, найти мастера и сделать всё возможное, чтобы наш холодильник снова начал давать холод.

Для того, чтобы понять, какие причины обычно предшествуют поломке, как продлить срок работы исправного холодильника и избежать проблем, давайте разберёмся и узнаем, что у холодильника внутри.

Из чего состоит холодильник – основные элементы

Плачущий испаритель – это часть испарителя, которая охлаждает воздух в холодильном отделении. Его разморозка происходит циклически в автоматическом режиме во время остановки компрессора при достижении заданной температуры.

Иней на его поверхности тает. Образовавшиеся при этом капли воды стекают вниз и через дренажное отверстие удаляются из холодильника. Из-за этих капель он получил название «плачущий».

Конденсатор – теплообменный аппарат, в котором фреон отдаёт тепло в окружающую среду. Представляет собой змеевик из металлической трубки, расположенной позади холодильного шкафа или внутри него.

Испаритель – теплообменный аппарат, в котором кипящий фреон отбирает тепло из окружающей среды, охлаждая камеру холодильника.

Мотор-компрессор представляет собой электродвигатель, который обеспечивает циркуляцию фреона в системе трубопроводов холодильного агрегата.

Из чего состоит холодильник – дополнительные элементы

Докипатель – металлическая ёмкость, установленная на выходе из испарителя по направлению к всасывающему патрубку компрессора. Предназначен для докипания фреона с целью предотвратить попадание жидкой фракции в компрессор.

Фильтр-осушитель служит для предохранения системы от засоров твёрдыми частицами и поглощения влаги из фреона. Его устанавливают между конденсатором и капиллярной трубкой холодильного агрегата.

Из чего состоит холодильник – принцип работы

Если работающий мотор-компрессор откачивает пары фреона и нагнетает их в конденсатор, то они охлаждаются и конденсируются, переходя в жидкое состояние. Жидкий фреон проходит через фильтр-осушитель, капиллярную трубку и возвращается в испаритель.

Что такое дросселирование

Если достигнута оптимальная разница давлений, то на входе в испаритель происходит дросселирование, давление фреона резко падает и он закипает. Тепло поглощается с поверхности испарителя, он охлаждается и понижает температуру в камере.

Замкнутый цикл и остановка компрессора

Фреон в холодильнике циркулирует по кругу. После прохождения через испаритель он снова возвращается через компрессор в конденсатор. Это полный замкнутый цикл работы холодильника.

Как правило, исправный бытовой прибор повторяет весь этот процесс бесчисленное количество раз, иногда останавливаясь для кратковременного отдыха. Такие остановки происходят периодически, позволяя удерживать степень охлаждения в камерах на должном уровне.

Зачем нужна разморозка

Для того, чтобы испаритель холодильника не мог чрезмерно покрываться инеем и снегом, в холодильнике предусмотрена система разморозки.

Что такое разморозка

Разморозка – это очистка поверхности испарителя от инея, который образуется в результате контакта влаги, содержащейся в воздухе, с охлаждённым испарителем.

Какие бывают системы разморозки

Капельная система разморозки – автоматическая разморозка холодильной камеры при наличии плачущего испарителя.

Система разморозки No Frost – автоматическая система разморозки при помощи активного подогрева с использованием электрического нагревательного элемента.

Если такая система исправна и не даёт сбоев, то она достаточно эффективна. Например, большинство потребителей отдают предпочтение именно холодильникам системы No Frost.

Ручная разморозка – процесс разморозки холодильника вручную, без участия автоматики. Например, эта система применяется для всех старых однокамерных холодильников и для морозильных отделений двухкамерных холодильников с плачущим испарителем.

Почему ручная разморозка не популярна

Ручная разморозка – это устаревшая система, которая постепенно уходит в прошлое. Несмотря на это, многие потребители до сих пор отдают ей предпочтение, поскольку она достаточно простая и надёжная.

Из чего состоит холодильник – вспомогательные элементы холодильника

П уск о-защитное реле служит для запуска мотора-компрессора, а также для его защиты от чрезмерных электрических нагрузок и перегрева. Если ток работающего компрессора будет превышать номинальный уровень или он чрезмерно нагреется, реле выключит его.

Термостат – устройство, предназначенное для поддержания установленной температуры в холодильнике путём включения и выключения компрессора.

Как работает термостат

Если температура в холодильнике опустится до заданного уровня, термостат разомкнёт контакты и отключит компрессор. При выключенном моторе температура в камере начнёт повышаться и холодильник включится.

Разница между температурами включения и отключения прибора называется дифференциалом термостата.

Выводы

Как правило, для корректной работы бытового прибора все основные и вспомогательные элементы должны должны быть совместимыми и выполнять поставленную задачу без отказов. При выполнении этого условия холодильник сможет безотказно на протяжении длительного времени вырабатывать холод.

Как устроен холодильник

Несмотря на высокую стоимость и ответственную «работу», холодильная техника имеет довольно простое устройство. Зачем Вам знать, как устроен холодильник? Да хотя бы затем, чтобы уметь правильно его использовать. Очень полезно понимать, что может привести к поломке агрегата, а что, наоборот, способно продлить срок его службы. Кроме того, зная общее устройство холодильника, Вы быстрее сориентируетесь при возникновении неисправностей и вовремя вызовете мастера.

Система охлаждения и принцип работы холодильной техники

Холодильники и морозильники всех марок работают по одному принципу. Охлаждающая система представляет собой замкнутое кольцо из тонких трубок:

  • Одна «рабочая» часть ее находится внутри, в камере холодильника, и называется испарителем. Испаритель спрятан «под обшивку» (так чаще бывает в холодильной камере) или уложен «змейкой» под полками (в морозилке).
  • Вторая часть системы расположена снаружи. Это конденсатор. Находится на задней стенке холодильника и выглядит как решетка или щит из тонких трубок.

И испаритель, и конденсатор в обычных бытовых холодильниках имеют форму змеевика. Это увеличивает площадь поверхности и позволяет им эффективнее поглощать тепло в камере и отдавать снаружи. Вся система заполнена хладагентом (как правило, это фреон). Он непрерывно циркулирует и постоянно меняет свое состояние, превращаясь то в газ, то в жидкость. Один цикл охлаждения состоит из двух основных этапов:

  1. Конденсация. При комнатной температуре фреон находится в газообразном состоянии. Но в конденсатор он накачивается под давлением и превращается из газа в жидкость (конденсируется). В процессе хладагент отдает тепло, то есть, на ощупь становится горячим. Проходя по длинным трубкам конденсатора, фреон охлаждается за счет окружающего воздуха и достигает комнатной температуры.
  2. Испарение. Далее хладагент течет в сторону испарителя. Но поступает в него не напрямую, а через капилляр – сильно суженный участок трубки. Когда фреон попадает в испаритель через такое узкое отверстие, его давление резко снижается. Из-за этого хладагент вскипает, переходя из жидкого состояния в газообразное (испаряется). В процессе испарения он поглощает огромное количество тепла, а на ощупь становится холодным. Проходя по трубкам испарителя, фреон «забирает» тепло из камеры, охлаждая воздух и продукты, находящиеся в ней.

Температура перехода из жидкого состояния в газообразное (точка кипения) у разных типов и марок хладагентов составляет -30…-150 °С. Но количество фреона в системе и площадь поверхности испарителя сравнительно небольшие, а его циркуляция периодически прерывается. Поэтому температура в холодильнике снижается всего до 0…+6 °С, а в морозильнике – до -6…-24 °С. Немного «подогревшись» в камере, газообразный хладагент движется к конденсатору, и цикл повторяется.

Перекачивает фреон мотор-компрессор, который справедливо называют сердцем холодильника. Он работает по принципу насоса и создает нужное давление в каждой части системы, заставляя хладагент «переносить» тепло из камеры наружу. Находится компрессор между испарителем и конденсатором, в него поступает только газообразный фреон.

Таким образом, главными функциональными элементами каждого холодильника являются:

  • мотор-компрессор;
  • конденсатор;
  • капиллярная трубка, или капилляр (медная труба длиной 1,5–3 м с внутренним проходом 0,6–0,85 мм);
  • испаритель.

Дополнительные элементы системы охлаждения

Кроме перечисленных узлов, в систему входят:

  • Фильтр-осушитель. Выглядит как утолщение между конденсатором и капилляром. Представляет собой медную трубку диаметром до 2 см и длиной 10–15 см, заполненную специальным влагопоглощающим веществом (цеолитом). Фильтр очищает проходящий через него хладагент от влаги и таким образом предотвращает засорение капиллярной трубки. Иначе при резком охлаждении фреона на выходе из капилляра находящаяся в нем вода замерзнет и перекроет просвет.
  • Докипатель. Алюминиевая или медная емкость между испарителем и компрессором. Здесь система охлаждения в очередной раз резко расширяется, заставляя вскипеть весь фреон, который мог остаться в жидком состоянии после прохождения через испаритель. Это необходимо для нормальной работы компрессора (он перекачивает только газ, а при всасывании жидкости может выйти из строя). Поскольку при дополнительном вскипании фреона снова поглощается тепло, докипатель устанавливают внутри холодильника, чаще всего в морозильной камере.

Другие обязательные компоненты прибора

Чтобы система охлаждения работала бесперебойно и с нужной интенсивностью, в конструкцию холодильника включают регулирующие элементы. Так, в агрегате обязательно есть:

  • Терморегулятор. Поддерживает температуру в камере на заданном уровне. Когда она уже достаточно низкая, терморегулятор размыкает электрическую цепь, отключая компрессор от питания. Охлаждение прекращается. Как только температура снова повышается до максимально допустимого значения, терморегулятор замыкает цепь. Компрессор снова начинает работать, охлаждая воздух в камере.
  • Защитно-пусковое реле. Запускает двигатель компрессора при включении холодильника и замыкании цепи терморегулятором. Отключает мотор при перегреве.
Читайте также  Какой фирмы лучше выбрать холодильник
Отличия моделей с системой No Frost и без нее

В обычном холодильнике влага, попадающая в камеру, постоянно намерзает на стенках испарителя. Образуется иней, который мешает свободному доступу воздуха и нормальному охлаждению. Хладагент в системе циркулирует, но не может поглощать тепло из камеры из-за толстой снежной шубы. Результат – повышенная температура, которая приводит сразу к двум проблемам:

  1. Продукты портятся гораздо быстрее, чем должны.
  2. На повышенную температуру в камере реагирует терморегулятор. Он не приостанавливает охлаждение, заставляя компрессор работать непрерывно. А это приводит к его быстрому износу. Поэтому холодильники с капельными испарителями необходимо периодически размораживать.

Система No Frost позволяет избежать намерзания и постоянных разморозок. В нее входят:

  • электрический ТЭН;
  • таймер;
  • вентилятор;
  • система отвода талой воды.

В морозилке холодильника с No Frost испаритель расположен не в виде змеевика под каждой полкой, как обычно, а в виде компактного радиатора. Он может размещаться в любой части камеры. Чтобы устройство эффективно поглощало тепло из всей морозилки, используют вентилятор. Он стоит позади испарителя и постоянно прогоняет воздух через него. Холодный воздушный поток направляется на продукты и охлаждает их.

При этом вся влага из воздуха конденсируется на испарителе, и со временем на нем образуется иней. Но таймер системы No Frost не позволяет шубе стать слишком толстой. В нужный момент он запускает оттаивание: просто включает ТЭН, который размораживает иней. Оттаявшая вода стекает по трубкам в специальный поддон за пределами камеры. Оттуда она испаряется в воздух помещения.

Как правило, в бытовых холодильниках систему No Frost устанавливают только для морозилки. Реже встречаются модели, у которых ею оснащена также холодильная камера. Благодаря работе системы за холодильником нужно меньше ухаживать. Но постоянная циркуляция воздуха и интенсивное выведение влаги наружу приводят к тому, что продукты в камере с No Frost высыхают быстрее, чем в обычной.

Плачущий испаритель

No Frost – не единственное решение проблемы с лишней влагой в камере. Есть совсем простая конструкция – плачущий испаритель. Он используется даже в недорогих современных холодильниках. С точки зрения эффективности и экономии энергии в холодильной камере такая система более выгодна, чем No Frost.

Плачущий испаритель спрятан за задней стенкой камеры. Пока компрессор работает, и происходит охлаждение, стенка становится очень холодной. На ней конденсируется лишняя влага, и образуется тонкий слой инея. Когда температура в камере падает до нужного значения, компрессор отключается, и стенка нагревается, поглощая тепло из воздуха. Иней на ней тает.

Оттаявшая вода стекает капельками по задней стенке камеры (отсюда и название плачущей системы). Внизу для нее предусмотрено специальное дренажное отверстие, через которое конденсат попадает в дренажный шланг. Последний выводит влагу наружу, в специальную широкую емкость (обычно она расположена на корпусе компрессора). Там конденсат испаряется.

Что из этого следует: советы по разумной эксплуатации холодильника

  1. Для нормальной работы прибора необходимо, чтобы конденсатор хорошо охлаждался. Поэтому холодильник нельзя ставить возле нагревательных приборов и под прямые солнечные лучи. Также стоит следить за чистотой конденсатора, ведь толстый слой пыли на «решетке» мешает теплообмену точно так же, как и снежная шуба на испарителе.
  2. Вовремя размораживайте холодильник. Не допускайте образования толстой наледи и инея.
  3. При размораживании не используйте острые предметы, чтобы отколоть лед. Так можно повредить трубки испарителя, что приведет к утечке фреона. Ремонтировать такие повреждения дорого, а иногда вовсе невозможно. Максимум, что можно сделать для ускорения процесса разморозки, – поставить на полки кастрюли или бутылки с теплой водой.
  4. После размораживания и мытья камеры вытрите все ее поверхности насухо и досушите при комнатной температуре еще около двух часов. Затем закройте дверцы, включите пустой холодильник, дождитесь, пока он отработает один цикл и отключится. Только теперь загружайте продукты.
  5. Не включайте надолго функции быстрой заморозки (суперзаморозки) и суперохлаждения. Их кнопки замыкают контакты терморегулятора и не позволяют ему периодически отключать компрессор. В результате мотор перегружается и быстро изнашивается.
  6. Также не стоит устанавливать терморегулятор на максимум. Оптимальный вариант – около середины шкалы. При более интенсивном охлаждении температура в камерах снижается очень незначительно, зато компрессор работает на износ.
  7. У Вас холодильник с плачущим испарителем? Не ставьте продукты вплотную к задней стенке камеры и постоянно следите за состоянием дренажного отверстия, через которое стекает конденсат. Иначе частички пищи забивают дренажный шланг, вода в нем застаивается, и возникает неприятный запах.
  8. По возможности не ставьте на холодильник тяжелых предметов. У современных моделей верхняя крышка изготовлена из пластика и не рассчитана на весовые нагрузки. Если поставить прямо на нее микроволновку или тяжелый комбайн, она просто треснет. В крайнем случае используйте дополнительные опоры для равномерного распределения нагрузки.
  9. Не стелите на холодильник покрывал и клеенок. Они могут съехать назад, накрыть конденсатор и вызвать перегрев.
  10. Следите, чтобы дверцы работающего холодильника были всегда плотно закрыты. Чем больше теплого воздуха попадет в камеру, тем труднее придется компрессору. Кроме того, снаружи влажность несколько выше. Если дверца морозилки закрыта неплотно, на испарителе быстрее образуется наледь.

И главное правило: заподозрив неисправность, не откладывайте ремонт холодильника в долгий ящик. Часто случается так, что изначальная поломка совсем незначительна. Но если ее сразу не устранить, со временем ломается компрессор. А это очень дорогой узел. Поэтому при самых маленьких неполадках звоните мастеру – так Вы продлите срок службы своей техники на годы.

Что такое холодильник?

от Виктор Пархомов 2.9к Просмотры

Холодильник – это аппарат, созданный для предметов, нуждающихся в хранении при низкой температуре. В зависимости от того, какие объёмы необходимо хранить, холодильники подразделяются на:

  • бытовые;
  • промышленные;
  • коммерческие.

Устройство поддерживает низкую температуру в камере благодаря работе холодильной машины, переносящей тепло из теплоизоляционной камеры наружу.

Как правило, в холодильниках поддерживается температурный режим от 0 до +5 градусов по Цельсию.

История появления

Прототипы современных холодильников появились задолго до того, как появилось электричество. Доподлинно неизвестно кто заметил, что продукты в прохладе сохраняют свежесть дольше. Но это свойство холода люди использовали очень давно. Копались погреба, вырубались ледники. Эти нехитрые приёмы использовались многими цивилизациями на протяжении уже более 1000 лет.

В 1873 году появился первый компрессионный холодильник с использованием эфира в качестве охлаждающего агента. Позже его из-за высокой огнеопасности заменили на сжиженный воздух и диоксид серы. И только в 30-х годах 19 века появились первые хладагенты – хлорфторуглероды.

Это позволило промышленности начать массовый выпуск холодильников.

Устройство холодильника

Работа холодильника основана на простейшем принципе охлаждения и состоит из пяти основных компонентов:

  • компрессора;
  • конденсатора;
  • испарителя;
  • капиллярной трубке;
  • хладагента.

Компрессор работает по принципу насоса. Его задача – сжатие и подача хладагента под давлением.

Конденсатор преобразует хладагент из газообразного состояния в жидкое. Тепло, выделяемое при этом, выделяется в окружающую среду.

Испаритель – это узел холодильника, в котором происходит кипение хладагента.

Капиллярная трубка служит соединительным элементом между испарителем и конденсатором.

Хладагент – вещество, переносящее тепло.

Схема холодильника

Схему работы холодильника можно описать таким образом: при включении компрессора, из испарителя отсасывается, а затем сжимается в компрессоре хладагент. Затем он конденсируется в конденсаторе, дросселирует в капиллярной трубке и впрыскивается в испаритель. После этого компрессор вновь всасывает хладагент. Цикл замыкается.

Инструкция по эксплуатации

Инструкция по эксплуатации холодильника каждой модели включает в себя несколько основных пунктов:

  • описание изделия;
  • установка;
  • включение;
  • техническое обслуживание и уход;
  • предосторожности и рекомендации;
  • неисправности и методы их исправления.

Как и где производят холодильники?

Холодильник – крайне востребованный прибор. Выпускаются они по всему миру на предприятиях по производству бытовой техники.

Технология изготовления включает в себя множество этапов. Начинается всё в проектном бюро. Для разработанной модели подготавливают сформованные из гранул пластиковые листы. Они режутся. Затем в термоформовочных машинах трансформируются в двери и внутренние стенки аппарата.

За этим следует изготовление испарителей. Трубки испарителей наматывают на роботизированных линиях. После все готовые части компонуются, и заготовка отправляется запенивающую машину, где происходит заполнение технологической пеной всего внутреннего пространства стенок.

Потом на дверцы холодильника крепится уплотнительная лента. И в финале сборки на специальной линии конвейера собираются в единое целое корпус, двери, полки.

Следом устанавливается компрессор и элементы управления.

В финале каждое изделие проходит тестирование на качество сборки. Затем в трубки заполняются хладагентом и запаиваются. Предварительно из них откачивается воздух.

Перед комплектацией и упаковкой изделия тестируются на электробезопасность и поступают на склад готовой продукции.

Сергей Серомашенко/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с ремонтом и обслуживанием бытовой техники. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Серомашенко.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
APC-MASENERGO.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: